Роттердам – бордовые кирпичи, цветы на балконах. Простор. Памятник из рваного от бомбежек железа – «Вырванное сердце».
Музей Рембрандта. Чудесные дети. Мальчик. Архитектура музея, потолки с жалюзи, круглые проходы. Строгость, стройность, простота. «Урок анатомии». Пейзажи фламандцев. Неофламандцы. Роден, Ван-Гог, Вламинк и Утрилло. За узкими открытыми окнами – чистый пустынный канал и девственные лужайки.
Покупал открытки. Флаги всех стран. Першероны и велосипеды.
В Амстердам. Переводчица – простая русская девушка из концлагеря вышла замуж за голландца Рыболовы, мельницы (из 2000 работает только 200).
Вдали Дельфт – родина Вермеера.
Гаага. Блоки над квартирами, подымают все покупки (лестницы очень узкие).
Бешеный ход. Поля, плоскости.
Амстердам. Чистота, уют, сквер над каналом. Хрустальные катера. Каналы, шлюзы. Сотни машин с колесами, почти свисающими над водой. Нет гаражей. Барки с квартирами, занавески, уют, кошки, смех детей. Листва в воде. По всем городским каналам плавают утки.
Порт в устье Амстера, – громады парусных и грузовых кораблей, дым, волна, ветер. Дом, где родился Рембрандт.
Стремительный завтрак в ресторане. Магазины. Веселая продавщица. Кассирши всегда благодарят. С Катерли, – сувениры. Сабо, гербы городов для Алешки.
Отъезд в Гаагу. По пути снимал мельницу и поля левкоев.
Гаага. Дворец мира. Одинаковые домики, букеты цветов, колючий кустарник. С Акимовым по сумрачной улице. Велосипедисты с собаками в корзинках. Собаки лают на встречных.
В Шевенинген, – рыбачий маленький порт около Гааги. Дамбы. Серый ветер. Женщины и девочки в черном и в сабо. Баркасы, множество бочек с рыбой, теснота, потом – серое море. Шум волн. Старый маяк на дамбе швырял два луча над головами во мглу.
Вереницы нарядных машин. Золотой ресторан. Из Хемингуэя. Лакеи во фраках, красивые, как Оскар Уайльд. Ужин без хлеба, Просьба хлеба вызвала смятение. Джаз за матовой стеклянной стеной.
На дамбе. Девушки, негры. Тьма. Усталость. В автобусе до Роттердама дремал.
Отошли. Северное море. Бакены с мрачными колоколами. Выступал в музыкальном салоне. Гранин купил фарфоровую мельницу, она играет «Ах майн либер Августин!». Он обескуражен...
К вечеру на второй день вошли в устье Эльбы. Сумрак, дым, пароходы из Гамбурга.
Утром канал. Шлюзы, неоновые неуютные вывески какого-то города.
Канал очень узкий. Голштиния. Березовые перелески, песни. Уютные домики. Встречные корабли. Маленькие лихтеры с лесом идут в Гамбург – множество. Мосты на огромной высоте. Вдали в тумане и огнях – Киль. Яхты
Вышли в Балтику. Ночью прошли Борнгольм. Серая вода. Бледное солнце, осень.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.
«Рабочая эстафета» на строительстве системы магистральных газопроводов