Что такое – счастье

Альберт Лиханов| опубликовано в номере №1320, май 1982
  • В закладки
  • Вставить в блог

В пятьдесят шесть детских домов Киргизии, Латвии, Украины, Алтайского края, Архангельской, Владимирской, Калининской, Омской, Тюменской, Читинской, Ярославской областей отправлены библиотеки, собранные друзьями журнала «Смена».

В сущности, это вековечный вопрос. И как всякая действительная сложность. Нет и не может быть на него однозначного ответа, не зря же мудрецы всех эпох бились над ним, постигая разные грани труднейшей истины.

Можно ли быть счастливым, не любя, не будучи любимым? Можно ли постигнуть счастье, ничего не создав собственными руками? И что есть высшее в этом понятии – счастье для всех или лишь для себя, да и соединимо ли, возможно ли – такое разное счастье?

Вы замечали: человек поставил перед собой цель, назвал ее достижение счастьем, добился искомого, и хоть испытывает, конечно же, какое-то удовольствие, но уже не так взволнован, не так тверд в мысли, что достигнутое и есть счастье.

Прав ли он?

И прав и неправ. Видно, дело в том, что счастье – категория движения, а не покоя, категория пути к цели, а не самой цели. Говоря высокими словами, счастье – это борьба, а завоеванное может заключав в себе возможность будущей радости лишь при том условии, если вновь обещает борьбу, пусть иную ее форму – борьбу за усовершенствование, завоеванного, за приумножение его.

Под завоеванным я имею в виду цель высокую, но не низменную.

Однако – и сказать об этом требуется именно здесь, в преддверии разговора о деле чрезвычайной чистоты и благородства, – сплошь да рядом в нашей нынешней жизни за цель, обещающую счастье, принимается не духовное, а материальное.

Человек поставил себе целью раздобыть мебельный гарнитур, и он разбивается в лепешку, чтобы достичь искомого счастья. Однако такая радость быстро проходит, и он придумывает себе новую заботу, вновь означая ее для себя счастливой – такой манящей, такой необходимой – целью. Черед материальных целей чаще всего безграничен, и, отрицая аскетизм, признавая это отрицание реальностью правды сегодняшних дней, нужным человеку осуществлением идей материального благосостояния, надо не забывать об одном важном обстоятельстве.

Поиск ложного счастья в материальном всегда связан с единственным наклонением множества глаголов – взять, достать, получить.

Поиск истинного счастья в духовном всегда связан с единственным наклонением единственного глагола – отдать.

Собственно говоря, в этом и состоит разность искомого счастья, достигая вещей – получать, понимая другую душу – отдавать.

Это отступление, точнее – вступление необходимо, когда мы говорим о ценностях подлинных и мнимых, когда мы думаем о счастье истинном или ложном.

Отдавать – дело куда как более высокое, нежели брать. Отдает свои знания ученикам их учитель. Отдает кровь неизвестным ему больным донор. Отдает свой кусок страждущему добрый и мудрый человек.

Давайте призадумаемся: да ведь интернационализм, высокая политическая категория, есть не что иное, как душевная необходимость протянуть руку помощи тому, кто слабее, беднее, тому, кто нуждается, борется, пострадал.

Не хлебом единым жив человек; меркантилист, достигший всего, чего душенька желала, может взвыть от тоски и бессердечного благополучия, даже не догадываясь при этом, что погубил-то его самообман: за счастье принял лжесчастье.

Приобретательство иссушает. Наполняет душу возможность отдать себя другому.

* * *

Волею судьбы мне довелось быть у истоков дела, которое без всякого преувеличения можно сегодня смело назвать всенародным.

Полтора года назад, в начале 81-го, Совет творческой молодежи ЦК ВЛКСМ, который объединяет молодых писателей и художников, композиторов и архитекторов, работников театра и кино, придумал сердечное и дорогое – в дни весенних каникул, кроме знаменитой книжкиной недели, недели музыки для детей и юношества – организовать еще одну неделю, которую предлагалось назвать так: «Творческая молодежь – воспитанникам детских домов». Первыми, да это и понятно, нас поддержали педагоги: министр просвещения СССР Михаил Алексеевич Прокофьев, человек удивительно мягкий, душевный – а ведь это, и есть настоящая интеллигентность – принимая меня в те дни, выспрашивал все подробности новой затеи, больше всего беспокоясь об одном – как бы неделя творческой молодежи не осталась лишь одной весенней неделей. Нет, замысел как раз и состоял в том, чтобы неделя стала только первотолчком, только началом, а в будущем – смотром, подведением итогов того, что сделано за весь год. Словом, педагоги горячо нас поддержали, комсомол в союзе с Минпросами союзных республик, крайоно, облоно образовал сотни художественных бригад, которые пришли в детские дома.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Напутствие после дебюта

О работе комсомола с творческой молодежью, о проблемах становления искусства молодых ведут диалог председатель Совета творческой молодежи ЦК ЛКСМ, лауреат премии Ленинского комсомола республики поэт Мухтар Шаханов и специальный корреспондент «Смены» Андрей Комаров