НТТМ – комсомольский цех пятилетки

  • В закладки
  • Вставить в блог

Духовой шкаф впервые оснастился подсветкой, и декоративная панель стеклянной дверцы заиграла оранжевыми бликами. Появился специальный вертел. Консультантами в лаборатории надежности на время стали лучшие повара города. Из духового шкафа повалил ароматный запах шашлыка.

Впервые в стране газовые плиты становились столь универсальными. Продукцию приезжали смотреть специалисты Приднепровья, Урала, Прибалтики. Механическому заводу незамедлительно были спущены заказы на десятки тысяч единиц изделий.

Но и тогда еще Знак качества маячил слишком далеко. Приблизить его, по мнению заводчан, могла бы надежная система электророзжига. Месяцы поисков. неудач и находок, а в итоге все выглядит очень просто. Традиционные спички уходят в область предания. Достаточно нажать на пунцовую кнопку, чуть повернуть изящную пластмассовую рукоятку подачи газа – и ровное голубое пламя к вашим услугам. Ни копоти, ни запаха серы, ни древесных отходов. Окончательная модификация казалась безупречной. Высшая оценка качества словно отсвечивала уже на зеркальной глади плавных переходов и плоскостей, и вдруг эта корявая, точно отдающая затхлостью «рыбья чешуя». Выявить истоки дефекта, обрубить его пагубные метастазы и поставить на их пути прочный заслон стало первоочередной задачей не только цеха газовых плит, но и всего предприятия.

Тщательная проверка техпроцесса не выявила никаких отклонений. Искать причину брака нужно было в чем-то ином. В различных предположениях, догадках, версиях не было недостатка. Тревожная обстановка в цехе никого не оставила безучастным.

Местные контролеры на базе собранных данных вычертили график. Оказалось, что резкое увеличение брака совпадало с началом осеннего периода, а еще точнее – со времени похолодания. Иногда на «здоровье» металла влияют самые неожиданные факторы, и версия о простудном характере недуга показалась не столь уж опрометчивой. Кстати, вспомнили о том, как однажды из-за резких сквозняков на участке бронзо-свинцовистых втулок имел место массовый брак. Вполне вероятно, что и в данном случае быстрое охлаждение прогретых в печи заготовок не обошлось без последствий. Задраили щели в оконных переплетах, утеплили дверь, убрали малейшие сквозняки. А предательские оспинки продолжали уродовать зеркальную оболочку плит, выкрашиваясь то в одном, то в другом месте.

Зое Нефедовой эти оспинки снились по ночам. Именно она вела участок эмалирования и за все, что творилось тут, в ответе была далеко не последней. Задолго до начала работы появлялась она в цехе, тревожно ощупывала новые, затиснутые в темный угол бракованные плиты. Иногда ей казалось, что прямо под ее пальцами лопаются вздутые наросты, и тогда она тщательно вытирала руки, словно к ним и впрямь могла прилипнуть «рыбья чешуя».

Тщетность попыток хоть как-то повлиять на ход событий приводила в отчаяние. Да и что можно было предпринять сравнительно молодому технологу, когда старейшие сотрудники отдела металлурга и те на первых порах беспомощно развели руками. Однако мобильность этого слаженного звена и здесь не замедлила сказаться. В лабораториях спешно составляли планы опытных работ. Для дефектных образцов освободили емкости муфельных печей и травильных ванн. Образцы эти омывали щелочами и кислотами, грунтовали и обезжиривали, ставили под прицельный глазок микроскопа. По малым крупицам здесь отрабатывалось то, что уже после составит основу оптимальных режимов обновленного техпроцесса.

А пока что еще одна версия проверялась непосредственно на рабочих местах в цехе газовых плит.

Перед концом смены в техбюро к Нефедовой пришли обжигальщики и поинтересовались: может ли резонанс оказать какое-то влияние на качество эмали?

Зоя удивленно вскинула брови.

– Какой резонанс?

Суть гипотезы обжигальщиков заключалась в следующем. В начале осени заготовительный участок пополнился крупногабаритным прессом. Амортизирующие подушки под ним оказались малоэффективными. Их решено было сменить через год, а пока каждый удар массивного штампа глухо отдавался даже на самых отдаленных участках. И вот, по мнению молодых рабочих, едва уловимые колебания как бы штурмуют ровный слой покрытия, потихоньку расшатывают его монолитность и уже во время обжига концентрируют зловещие очаги напряжения.

– А мы такую систему к черту тормашками, – горячился бригадир обжигальщиков Олег Бунегин, – и рыбьей чешуе конец.

Олега шумно поддержали его товарищи.

— Нет, ребята, стоп, не пойдет, – решительно сказала Нефедова. – Вы, конечно, молодцы, и большое вам спасибо за старания, но в доводах ваших, мальчики, больше эмоций, нежели технических обоснований. – Зоя посмотрела на обескураженные лица парней и уже мягче продолжала: – Мы имеем дело с неметаллом. Учтите, здесь нет кристаллической решетки, где могут быть ослаблены какие-то звенья. Да к тому же пресс от нашего участка за тридевять земель...

— Ну, а как же тогда сцепление эмали с листом? – не сдавался Олег. Он демонстративно вертел в руках новенький справочник, меж листами которого выразительно пестрели закладки.

— В норме, – еще мягче ответила Зоя и кивнула на стопку лабораторных заключений. Ей совсем не хотелось огорчать Олега. Этот любознательный веснушчатый парень в роговых очках работал в цехе не один год, ничем особо не выделялся и по-настоящему проявился только в последние дни.

В связи с массовым браком в группе эмалирования резко упали заработки. Несколько ребят, а в их числе и Олег, решили перейти на другой завод. Однако на следующий день Бунегин забрал заявление на расчет.

— Стало быть, на попятную? – остановили его за проходной подвыпившие дружки. – Нечестно получается.

— А честно, по-вашему, пятки смазывать, когда в твоем доме беда? – взорвался Олег. – Дезертиром не буду!

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.



Виджет Архива Смены