Мир научно-технического прогресса сегодня практически безграничен, он предлагает свои тайны и проблемы буквально всем категориям молодежи: и школьникам, и студентам, и рабочим, и инженерам... В рядах массового движения НТТМ – научно-технического творчества молодежи – задают тон те, кто стремится полученные знания претворить в жизнь, сделать что-то самому, свое... В ходе Всесоюзного смотра НТТМ, который в этом году посвящен XIX съезду ВЛКСМ, мы говорим о найденных молодыми новаторами смелых, самобытных решениях технических проблем, о сбереженных средствах как о важной экономической стороне, но не менее примечательно и другое: нравственные ценности, приобретаемые личностью, работником в процессе приобщения к научно-техническому творчеству, остаются на всю жизнь. Страна получает из числа участников НТТМ замечательные кадры, людей с постоянно действующим интересом к технике, а в конечном счете – к работе.
В предлагаемых читателям материалах мы рассказываем о различных явлениях в движении НТТМ и приглашаем продолжить разговор на эту тему.
Как-то я в шутку заметила, что заседания нашего комитета вполне могли бы сойти и за совещания совета рационализаторов. Судите сами. Электромонтер Саша Рассаднев – участник НТТМ, вместе со своим другом и соавтором Костей Егоровым награжден бронзовой медалью ВДНХ. Предложение Владимира Дудникова – изменить конструкции борта грузовой покрышки дало за два года экономический эффект более миллиона рублей. Активные рационализаторы и Максим Ефимкин, Олег Бойчук. И, кстати, это характерная черта уже не первого состава нашего комсомольского комитета. Так что я уверена, ни о какой случайности речи тут быть не может. Как не случайно и то, что все наши рационализаторы – обычно люди общественные. Уже упоминавшийся Константин Егоров избирался депутатом районного Совета народных депутатов. Лауреат премии Ленинского комсомола Николай Попов – председатель Совета молодых рабочих.
Можно было бы привести еще немало примеров, подтверждающих эту закономерность. Но дело сейчас не в их количестве. А в том, что за ними. А за ними – неравнодушное отношение к своему делу, к своим товарищам по работе, к своему заводу, его сегодняшнему дню и дню завтрашнему.
Еще одно наблюдение. Никто из наших новаторов не пришел на завод готовым, сложившимся рационализатором, генерирующим идеями. От дня поступления на завод до подачи первого рацпредложения у каждого проходит солидное время – год, а порой и несколько лет. Это время, когда ребята набирали мастерство, изучали свое дело досконально, овладевали смежными специальностями. Идеи и замыслы усовершенствований не спускались к ним с небес, они рождались, изобретались по ходу дела. В интересах дела.
И совсем не случайно, например, наши лучшие новаторы среди слесарей не только абсолютно знают оборудование, но и сами неплохо владеют специальностями сборщика, вулканизатора. Этот опыт помогает им в изобретательском деле.
И мне всегда бывает жалко тех молодых рабочих, которые, не проработав у нас и года, уходят с завода. Ведь они еще не добрались до глубины, а уже разочаровались. И где гарантии того, что на новом месте их не ждет такое же разочарование? Чтобы понять всякое дело, полюбить его, надо немало пота пролить. Закон здесь один для любого предприятия, для любой профессии.
Я например, начинала отборщицей-стыковщицей в каландровом цехе, самом старом, с самым изношенным оборудованием. Поначалу многое совсем не радовало – грязь, сажа, от которой нигде не скроешься, физически очень тяжелая работа, да еще и сменная. А сейчас твердо Знаю – ни другого предприятия, ни других товарищей по работе мне не надо. То же самое скажут многие другие наши ребята. И в первую очередь те, для кого работа стала делом по-настоящему творческим.
Наверное, кто-то скажет: привыкли. Но только этим мало что объяснишь. Не в одной привычке дело.
Все мы с нетерпением ждем реконструкции завода. Хотим его видеть другим – просторным, удобным, оснащенным самым совершенным оборудованием. С радостью встречаем каждое творческое усовершенствование. Когда в цехе вулканизации внедряли принципиально новую систему питания варочных камер, вряд ли кто из вулканизаторщиков не побывал на месте работ, не наблюдал с интересом за прессом, оснащенным безвентильным соединением варочных камер, не прикидывал про себя, насколько это упростит и облегчит рабочий процесс.
Но трудностей, связанных с тем, что вопрос с реконструкцией затягивается, пока предостаточно. Они мешают. И все-таки очень многим нашим ребятам работа приносит самое настоящее удовлетворение. Потому что они насытили ее творческим содержанием. Потому что у них есть совершенно реальные перспективы профессионального роста. Потому что их дело на заводе ценится и вознаграждается.
Например, Николай Попов, еще недавно наш лучший сборщик, сейчас стал мастером. Приходилось ему исполнять и обязанности начальника смены. Заметные люди на заводе: ученик Попова Михаил Зубрицкий, вулканизаторщик Юрий Илларионов, награжденный почетным знаком «Молодой гвардеец пятилетки». У каждого из них немало наград и поощрений. Они и зарабатывают больше других. Все это, по праву.
Но все-таки нельзя не признать, что новаторов и рационализаторов у нас еще недостаточно. Слишком мало молодых рабочих постоянно занимается усовершенствованием приемов труда, его организации, думает над улучшением качества и повышением надежности выпускаемой продукции.
В чем же здесь загвоздка? Почему самый большой процент новаторов у нас среди слесарей и электриков, а, например, в каландровом цехе их практически нет? Да потому, что первым есть где приложить свою смекалку, техническую сметку. Меняются станки, оборудование, каждый раз есть что доработать, дотянуть. А в каландровом оборудование настолько изношенное, что подступаться к нему с какими-то усовершенствованиями в общем-то и бессмысленно.
Я уже говорила, сколько надежд у нас на реконструкцию. Есть и еще одна: в условиях действующего производства она, определенно, вызовет подъем технического творчества.
Тут хочется задуматься еще вот о чем. Ждать, пока в человеке проклюнется сама по себе или в атмосфере какой-либо необычной ситуации тяга к рабочему творчеству – и досадовать на то, что, к сожалению, не со многими это случается – позиция, не открывающая особых перспектив. Очевидно, к творчеству нужно, во-первых, привлекать, а во-вторых, ему надо учить.
Некоторое время назад при прежнем главном инженере к нам в комитет, в другие заводские инстанции поступали жалобы о том, что рационализаторские предложения не поддерживаются, не оформляются. Когда разобрались, выяснилось, что не оформлялись как рацпредложения именно те усовершенствования, которые просто не отвечали требованиям. Но тогда же мы поняли, что порой слишком легко проходим мимо некоторых находок рабочих, считаем их мелочами, раз на полноценное рацпредложение они не тянут. А ведь такая «мелочь» может стать первым шагом, за которым последуют другие предложения, уже более значительные. Если эту «мелочь» заметить и отметить. И потом, разве не из таких личных находок и открытий складывается мастерство?
Нам, например, очень помогает будить тягу к творчеству среди молодых хорошо отработанная система проведения конкурсов на звание «Лучший по профессии» и «Лучший молодой рационализатор», в которые мы стараемся вовлечь максимально возможное число рабочих. Именно в ходе этих конкурсов они получают первую возможность показать себя, почувствовать, что «и я могу».
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.