Хочу рассказать...
Спросите любого молодого душанбинца, что такое «Майл», и вам ответят: «Дискоклуб». Первый из возникших в республике и, пожалуй, самый популярный.
«Майл» в переводе с таджикского – «увлечение». И это определение точно характеризует отношение энтузиастов к своей дискотеке. Создатель и руководитель клуба научный сотрудник Института экономики Юсуф Юсуфбеков, светооператор физик Рустам Исмаилов, слайдоператор инженер Сергей Черенков (все они работают в Академии наук Таджикистана) и студент Таджикского госуниверситета Геннадий Харьковский – единомышленники, верны друг другу и избранному пути вот уже четвертый год.
Параллельно с «Майлом» возникали и развивались многие другие дискогруппы в вузах, учреждениях и на предприятиях республики. Но именно «Майл» имел все основания претендовать на звание общегородского и даже республиканского базового дискоклуба. Так считали в Душанбинском горкоме и ЦК комсомола республики. Какие основания? Да хотя бы то, что «Майл» побеждал во всех городских конкурсах дискотек, жюри которых признавало, что большинство групп не поднялись выше танцевально-развлекательной стадии. «Майл» же быстро миновал эту стадию и вел поиски в русле создания программ с полновесным гражданским звучанием.
В 1979 году состоялось официальное открытие дискоклуба «Майл» в выделенном ему подвальном помещении.
Провели здесь несколько вечеров и убедились, что подвал надо переоборудовать. Долго тянулась реконструкция, да так и не закончилась. Затем ЦК комсомола разработал план перестройки кафе «Минутка» из рядовой забегаловки в республиканский молодежный клуб. Молодые дизайнеры Минлегарома Таджикистана разработали проект. Эскизы до сих пор висят на стене в одном из кабинетов ЦК, а «Минутка» устояла, осталась такой же.
Главное достоинство участников «Майла» мне видится в том, что они никогда не шли на поводу у неискушенной аудитории, которую легко привлечь модными шлягерами. С самого начала ребята поставили перед собой четкие цели: воспитывать у молодежи вкус, культуру, причем не только музыкальную – создавать программы аналитического, философского склада, которые бы давали пищу и уму и сердцу. Синтезируя элементы «живой газеты», пантомимы, хореографии, «Майл» уверенно шел к созданию дискотеатра – зрелища яркого и насыщенного, с богатым спектром эмоционального и интеллектуального воздействия.
«Первой ласточкой» стал дискоспектакль «Ночь фашизма над Чили». Опробованный сначала в камерной аудитории в 1979 году, он был затем перенесен на сцену Таджикского академического театра оперы и балета имени С. Айни. Кстати, с тех пор все постановки «Майл» осуществляет только на сцене театра, который охотно пошел на такое сотрудничество, считая, что поможет группе набраться опыта в контакте с профессиональными артистами.
Взволнованное повествование о трагедии и борьбе свободолюбивого народа сопровождалось впечатляющими слайдами, песнями народного певца и поэта Чили Виктора Хары, советского композитора Алексея Рыбникова, музыкой Вивальди, танцевальными эпизодами, которые исполняли учащиеся хореографической школы при Таджикском государственном институте искусств.
Массу споров и разноречивых мнений вызвало первое появление «Майла» в театре. Для многих стала откровением возможность осуществления сценической постановки на политическую тему с использованием, казалось бы, несовместимого: классическая и современная музыка, балет, пантомима, слайды.
Выступая с этой постановкой весной 1981 года на четвертом Ташкентском фестивале-конкурсе дискоклубов, «Майл» завоевал третье место и Почетный диплом лауреата фестиваля.
Неординарность «Майла» привлекла внимание работников Таджикского телевидения, которые, открыв специальную рубрику «Дискотека», предоставили ее ведение членам группы. Первая передача – в марте. Речь пойдет об использовании различными ансамблями, в том числе и таджикскими, элементов фольклорного музыкального богатства. Задумана философско-публицистическая передача «Человек». Впрочем, о планах ребята много говорить не любят. Время покажет, что получится и как это оценит молодежь. Главное, что у энтузиастов не пропадают силы, не гаснет увлечение.
Душанбе
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.