Воспитай себе друга

Леонид Плешаков| опубликовано в номере №1321, июнь 1982
  • В закладки
  • Вставить в блог

Мне кажется, не следует забывать главного: педагогические отряды, несмотря на свой возраст в несколько лет, и сегодня остаются молодой и не до конца выкристаллизовавшейся формой шефства комсомола над школами, детскими домами, обычными и специализированными ПТУ. Педотрядовцы стали преемниками вожатых-производственников. Приняв накопленный предшественниками опыт, они должны, по идее, пойти значительно дальше.

Один из сложных, неоднозначных вопросов – проблема массовости.

Спросил я об этом Олю Еритенко. Она сейчас не только вожатая в своем классе, но еще и командир педотряда при школе № 20, состоящего из тридцати комсомольцев заводоуправления и механосборочного производства «Ростсельмаша», и таким образом проблему знает с разных сторон. И Оля ответила:

– Увеличивать отряд нельзя ни в коем случае. Чем больше людей отвечает за какое-то конкретное дело, тем больше безответственности. Достаточно, если за классом будет закреплен всего один боец, но он будет хорошо знать своих подшефных. Если ему потребуется конкретная помощь, он всегда может обратиться в свою комсомольскую организацию, ребята не откажут. Кстати, школьники тоже не любят, когда их вожатые меняются. Им кажется, что одним они уже надоели, поэтому приходят другие, и у ребят падает на строение.

Выходит, в каждой комсомольской группе, бригаде, ставших коллективным шефом, должен быть, так сказать, «педагогический» лидер, который ведет от имени своих товарищей всю шефскую работу. И только в особо торжественных и массовых мероприятиях (пионерский сбор, поход) первичная организация может участвовать в более широком составе.

Учителя увидели в проблеме массовости свой, чисто педагогический аспект. Смысл его в следующем. По каким-то непонятным причинам у нас сложилось довольно-таки облегченное представление о воспитании школьников. Некоторые искренне убеждены, что стоит рабочему парню прийти в класс, как все мальчишки и девчонки станут «паиньками». Если бы это было действительно так, зачем бы тогда существовала сама наука – школьная педагогика, зачем бы ее надо было в течение нескольких лет преподавать будущим школьным учителям?

Конечно, среди бойцов педотрядов встречаются прирожденные таланты, коим на роду написано быть педагогами. Виктория Григорьевна Станченко, директор средней школы № 50, с восторгом рассказывала мне о рабочем обувной фабрики Саше Жемло. Три года назад он возглавил созданный в ту пору при школе педагогический отряд, в который, кроме обувщиков, вошла группа комсомольцев городской больницы и одного из конструкторских бюро – всего 51 человек. Саша развернул бурную деятельность. Все бойцы педотряда имели особую форму с эмблемой, так что появление в школе хотя бы одного из них сразу становилось заметным и для учителей и для школьников. В самом «трудном» – в смысле дисциплины – классе Саша ухитрился создать кружок «Юные друзья милиции», ходил со вчерашними сорванцами на дежурства, доверял им руководить порядком на школьных вечерах и добился того, что «трудные» стали самыми дисциплинированными.

Педотрядовцы создали и возглавили радио- и фотокружки, кружок «Юный медик» отряд-спутник «Искра». Они организовывали интересные вечера, сборы, викторины. Школьники приходили в школу не только учиться, но и отдыхать. И душой всего был Жемло.

Виктория Григорьевна увидела в нем прирожденного педагога и сочла своим долгом не только сообщить ему об этом, но даже сделала попытку направить его талант в нужное русло. Она убедила Сашу перейти работать в школу старшим пионервожатым. А когда он сделал это, помогла ему устроиться в общежитие и добилась определенных льгот, чтобы он не пострадал материально, распрощавшись с прежней работой.

Дальнейшая Сашина судьба выглядела, по мысли Виктории Григорьевны, вообще блестяще. Школа помогает ему подготовиться к поступлению в пединститут, после окончания которого он становится дипломированным педагогом, заместителем директора. Через некоторое время Станченко уходит на пенсию, а ее место занимает набравшийся опыта Жемло.

Но Саша не стал ни педагогом, ни директором. Проработав год пионервожатым, он нашел более интересную для себя работу – к великому сожалению всего школьного коллектива. После его ухода дела педотряда пошли под гору.

Да, к сожалению, педагогический талант дается не каждому. Но, оказывается, недостаточно, если этот прирожденный талант опирается только на энтузиазм. Для того чтобы стать истинным воспитателем, ко всем прочим качествам необходимо иметь еще колоссальное упорство, способность постоянно, из года в год, пусть даже небольшими шажками, двигаться к намеченной цели. И те, кто не имел от рождения ни педагогического таланта, ни упорства, но стал бойцом педотряда, должен был научиться хотя бы элементарным педагогическим навыкам. Роль учителя взяла на себя школа. Таким образом, вместо облегчения, на которое могли надеяться преподаватели, педотрядовцы принесли им еще одну нагрузку.

Далее оказалось, что деятельность бойцов не всегда вписывается в существующие ныне постановления, инструкции, которыми регулируется жизнь школы. Например, есть положение, согласно которому всякие экскурсии и походы класс может совершать только в сопровождении своего классного руководителя. Не желая подвергать сомнению правильность такого положения, вынужден тем не менее сказать, что оно во многом не стыкуется с теми задачами, которые первоначально планировались педотрядам. Если классу достался активный шеф, для классного руководителя такая, находка может стать тяжким бременем. Ведь классный руководитель должен сопровождать своих подопечных и в кино, и в музей, и в театр, и во время экскурсии на завод. А для этого нужно найти свободное время в том насыщенном работой распорядке, которым отличается труд учителя.

Есть в этом одна «тонкость», которая касается непосредственно уже педотрядовца. В ситуации, когда ему, взрослому человеку (рабочему, инженеру, бригадиру, студенту) не доверяют подростков, и дают в сопровождение учителя, авторитет «старшего друга» значительно теряет в своем весе. Короче, такое двусмысленное положение заранее губит всякую внешкольную работу.

И уж вовсе непостижимым выглядит порядок проведения турпоходов. Будь ты хоть мастером спорта, но своих подшефных ты поведешь на левый берег Дона только в сопровождении классного руководителя. А тому, в свою очередь, нужно успеть оформить необходимую документацию: написать соответствующее заявление на имя директора школы и получить резолюцию о его согласии. Потом такую резолюцию должен наложить районный отдел народного образования, который поставит в известность гороно. Разрешение на поход надо получить к тому же и в районной санэпидстанции.

Убежден, что подобные формальности вызваны вполне вескими причинами. Однако хочу сказать, что осилить барьерный бег по инстанциям в поисках нужных резолюций могут не все, а только истинные, закаленные энтузиасты. Поэтому стоит ли удивляться, что активные формы работы педотрядов с течением времени понемногу заменяются более спокойными.

Не оправдали педотряды еще одной надежды учителей: пробить брешь в «феминизации» нашей школы. Собирая материал для этой статьи, я особо выписывал цифры, которые показались мне любопытными.

Школа № 20. из шестидесяти педагогов только четверо – мужчины. Из тридцати бойцов педотряда – всего три парня.

Школа № 50. Шестьдесят педагогов, из них мужчин – только пятеро. В педотряде тоже в основном девчата.

В педагогическом институте из 3200 студентов всего 500 парней. На математическом факультете это соотношение: 270:4. Естественно, соответствующее соотношение «сильного» и «слабого» полов и в педотряде.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.



Виджет Архива Смены