– Алло! Это Барановичи? Алло... Алло! Товарищ Петровский? Мечислав Болеславович? С вами говорят из Москвы. Вы хорошо слышите?... Так вот, проект Виталия, вашего сына, мы послали в Госкомитет по делам изобретений и открытий... Как зачем? На экспертизу... Думаем, что это самое настоящее изобретение. Что? Плохо слышите? Повторяю – и-зо-бре-те-ние!
Служебный катер «Оленек» отвалил от дебаркадера и, набирая скорость, пошел по Неве. Был третий час ночи, белой ленинградской ночи, и Виталию казалось, что первый день его в этом необыкновенном городе, день, заполненный праздничной суетой, встречами, разговорами, впечатлениями, яркими и мгновенными, никогда не окончится.
Многотонные пролеты моста чуть дрогнули, сдвинулись и медленно пошли вверх. Выше, выше – словно гигантские руки раскрывали объятия северному небу.
Следом за Дворцовым начался развод Кировского моста, Литейного... Виталий уже не замечал окружающих его людей, не слышал ничьих вопросов. Он, наконец, увидел эти мосты, которые так ясно, отчетливо представлял себе, читая о них в «Юном технике».
Собственно, со статьи в этом журнале и началось все. Вернее, скажем так: статья «Ожерелье Невы» стала своеобразной «лакмусовой бумажкой»...
...Райцентр Барановичи – город зеленый и приветливый. ГПТУ № 118 находится в «новом городе», возле завода автоматических линий. Шофер такси, мельком взглянув на нас, безошибочно определил:
– К Петровскому едете... Пацан, гэпэтэ-ушник, а вся страна о нем знает! – И сказано это было с гордостью: мол, наш парень, из Барановичей.
Из Ленинграда мы возвращались вместе с Виталием. Он сразу же отправился домой, а мы задержались в Минске, в республиканском комитете по профтехобразованию.
– Будет обидно, если вы увидите в Петровском только «чудо-ребенка», – так начал разговор Петр Васильевич Прохорович, заместитель председателя комитета. – Он обычный подросток, а не вундеркинд, погруженный в схемы и цифры. Знаю, Виталик увлекается авиамоделизмом, биологией, очень любит книги.... Здесь, в Минске, когда он приезжал на республиканский слет изобретателей и рационализаторов, Виталий побывал во многих музеях. Круг интересов его широк, он не замыкается на чем-либо одном. Дать его поискам четкое направление, развивать в нем и дальше эту. творческую жилку, – вот что важно. И в этом деле профессионально-техническое образование, где практика и теория неотделимы друг от друга, безусловно, поможет ему.
В республиканском Доме технического творчества мы увидели десятки интереснейших экспонатов. Их авторы – ученики средних школ, учащиеся ГПТУ, студенты техникумов Белоруссии. Ребята, для которых «рукомесло» стало насущной потребностью. Не все из них станут изобретателями, учеными, чьи открытия обогатят науку. Но мы уже сейчас можем с уверенностью сказать: это завтрашние высококвалифицированные рабочие-рационализаторы, инициативные инженеры, внедряющие в производство самые дерзкие замыслы, техники и мастера, любящие и знающие свою специальность. И, без сомнения, каждый будет искать в работе новые решения, стремиться к творческой самостоятельности. Потому что с детства, с юношеских лет развито в них беспокойное чувство поиска.
В Стране Советов созданы все условия для свободного гармоничного развития человека, его творческих задатков, духовных устремлений. Это записано в нашей Конституции.
И в этом еще и еще раз убеждаешься, видя, как широко и разнообразно представлено творчество юных на всевозможных выставках – от районной до самой главной – Выставки достижений народного хозяйства СССР, где в павильоне «Профтехобразование» вы сможете увидеть «мост Петровского».
...Итак, все началось со статьи в журнале, где увлекательно рассказывалось о мостах Ленинграда, об их истории, архитектурно-технических особенностях.
– Нет, в Ленинграде никогда не был, о мостах разводных знал понаслышке. Прочел статью и подумал: а можно ли по-иному мосты разводить? Проще как-то. Пусть сама вода работает. Ведь крутит же она турбины... Ну, стал рисовать схемы всякие. Бывало, прямо на уроках. Я тогда в восьмом классе учился...
На тетрадный лист рядом с формулами по физике наносятся первые штрихи схемы: ферма моста, опора... А если опустить щит, сила течения развернет ферму вдоль реки, словно часовую стрелку по оси... Так...
Через локоть, вытягивая шею, заглядывает в тетрадь Генка Сырица, лучший, друг, верный помощник.
– А как обратно повернешь? – шепчет он. – Нужен еще щит, и под другим углом опускать его надо. Помнишь, как запруду делали?
– Точно. Сейчас набросаю...
– Петровский! Что за разговоры? Сырица, в свою тетрадь смотри...
В Москву он так и послал свое изобретение: на тетрадных листках карандашные рисунки моста. И плывут по реке корабли, парусники, катера. Путь свободен. Фарватер чист.
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.