...В Ленинградском институте инженеров железнодорожного транспорта нас встретил заведующий кафедрой «Мосты», директор специализированного НИИ мостов профессор Сельницкий. Здесь уже слышали об изобретении Петровского и были искренне рады знакомству с автором.
Ведущие специалисты мостостроения собрались, чтобы заслушать его сообщение. И Виталий не выглядел тихоней перед кандидатами и докторами наук, рассказывая им, спроектировавшим не один десяток разводных мостов, о своем варианте. Он уверенно чертил на доске схемы, толково и обстоятельно отвечал на вопросы. Я видел, как ученые «загорелись», по-студенчески горячо перебивая друг друга, расспрашивали юного изобретателя, тут же, как говорится, с ходу просчитывая свои варианты отдельных узлов.
Им, конечно, были видны и ошибки данного проекта и конструкторская неумелость автора, но в главном они были единодушны: идея нова, оригинальна, не имеет аналогов в мировой практике.
(Собственно, таково было и заключение экспертов Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий.)
Мне запомнилось, как старейший ученый-мостостроитель, доктор технических наук Василий Иванович Гнидовский воскликнул, разводя руками:
– Это же элементарно просто! А мы, мудрецы, не додумались...
Наверное, крылатое парадоксальное выражение Эдисона, что «открытия делаются по незнанию», все же отчасти справедливо.
И запомнилось еще лицо Виталия. Разгоряченное спором, задумчивое, отрешенное, на фоне черной доски, испещренной формулами и схемами. Прекрасное лицо мыслящего человека!
...Первый разводной мост был сооружен через Евфрат в VI веке до нашей эры. Об этом нам рассказали древнеегипетские фрески. Сегодня разводные мосты неотъемлемы от архитектурных ансамблей Венеции, Амстердама, Таллина, Венспилса, Ленинграда... Найдет ли в них свое место «мост Петровского»?
– Не будем загадывать, – говорит профессор Юрий Макарович Сельницкий. – В сущности, Виталий предложил идею. А от идеи до детальной разработки проекта – расстояние немалое. Но уверен, что этим могло бы заинтересоваться наше студенческое научное общество, дипломники кафедры... Петровский, без сомнения, талантливый человек. Он мыслит инженерно, смело, нестандартно. И я позволю не согласиться с распространенным мнением, что «век изобретателей-одиночек закончился». Думаю, и сегодня, в век коллективного научного поиска, подвижники той или иной технической идеи крайне необходимы. Они, в сущности, первопроходцы... Мы были бы рады видеть Петровского студентом нашего института, нашего факультета.
Нет, изобретение комсомольца Виталия Петровского не «игра случая». Оно закономерно, потому что подготовлено всей жизненной системой, напряженной творческой работой мысли, духовной устремленностью Виталия.
...Уже в который раз мы идем той же аллеей. Виталий разговорился. Поездка в Ленинград, белые ночи, споры с учеными авторитетами – все это вдруг заново высветилось в душе.
... – А что тебе еще запомнилось в Ленинграде?
– Машинное отделение Дворцового моста. Я и не думал, что когда-нибудь побываю там... – Чуть помедлив, убежденно добавляет: – А все-таки мой мост куда проще разводить. – И потом, с оттенком гордости: – Да и экономичней в четыре-пять раз...
– А сейчас о новом мосте думаешь, более совершенном?
– Нет. Хочу собрать телескоп-рефлектор системы Ньютона. Там многое можно переделать, упростить... Я уже прикидывал. Потом есть еще одна идея – катамаран новой конструкции построить. Да где испытать его?.. У нас поблизости и речки путной нет.
– Что считаешь примечательным в своей жизни?
Виталий пожимает плечами.
– Вроде все обычно... Как у всех. Да, в Златоусте ходил в тот же детский сад, что и Анатолий Карпов. – И, глядя на меня, совершенно серьезно говорит: – Вот бы с ним в шахматы сыграть.
– С чемпионом мира?
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.