«Заводская проходная третьего тысячелетия» – так называлась проблемная статья, опубликованная в № 3 журнала «Смена» за 1978 год. Ее автор, первый заместитель председателя Государственного комитета СССР по профессионально-техническому образованию, член редколлегии нашего журнала В. Л. Саюшев, размышляя о современном уровне и путях подготовки молодой рабочей смены, поставил целый ряд важных вопросов, решение которых имеет принципиальное значение для развития советской экономики, всего нашего общества. Статья вызвала широкий отклик. Некоторые из писем, поступивших в редакцию, мы предлагаем вниманию читателей.
Воспитать человека будущего... Но «...будущее, – как подчеркивает товарищ Леонид Ильич Брежнев, – не находится за пределами настоящего. Будущее заложено в настоящем, и, решая задачи сегодняшнего – социалистического дня, мы постепенно вступаем в день завтрашний – в день коммунистический». Это в полной мере относится к профтехшколе. Ибо каждое ПТУ, функционируя в настоящем, фактически работает на будущее.
Естественно, готовить современного работника кое-как, на скорую руку сейчас уже невозможно. Всякого рода скороспелые курсы и другие краткосрочные и упрощенные формы обучения рабочему делу неминуемо ведут к поверхностности и дилетантству, а это, как известно, никогда и никому пользы не приносило. Умений и трудовых навыков у человека может и должно быть много, а профессия, как правило, одна. И на всю жизнь. Ее нельзя менять, как, скажем, платье или перчатки. Естественно поэтому, что овладение профессией, изучение ее должно быть поставлено серьезно – как правило, в условиях стационарного учебного заведения и с более или менее длительным сроком.
Конечно, проблем совершенствования профессионально-технического образования много. Хочу остановиться на таких, как взаимодействие ПТУ с базовыми предприятиями, содружество ПТУ и школы и усиление влияния комсомольских организаций, Ленинского комсомола в целом как шефа профтехобразования на процесс формирования молодого пополнения рабочего класса.
Обязанности базовых предприятий по отношению к подшефным училищам у нас четко регламентированы, и тем не менее здесь есть еще немало вопросов, требующих разрешения.
Возьмем, к примеру, производственное обучение и практику, на которые отводится более 40 процентов всего учебного времени. Это, по сути, первое знакомство учащегося, будущего рабочего с реальной производственной средой. Именно в это время у подростка обычно укрепляется, а иногда только лишь по-настоящему пробуждается интерес к профессии, появляется уверенность в себе.
Но, к сожалению, нередко происходит так, что в период практики исчезает не только романтическое представление об избранном деле, но и интерес к нему. Вместо уверенности практикант ощущает беспомощность, неумелость, а то и просто ненужность.
Госкомитет часто получает письма, жалобы и сигналы, о том, что выпускников училищ используют не по специальности, что вместо практики они убирают мусор, роют траншеи, работают на самых плохих станках и машинах, с непригодным инструментом. Авторы пишут о неустроенности быта, плохой организации питания и других недостатках. Такие факты только в последнее время имели место в Октябрьском МПМК № 57 Гомельской области, в гродненском производственном объединении «Азот», на витебских фабриках «Знамя индустриализации» и «КИМ», на обувном объединении «Луч» в Минске и ряде других. А ведь именно в первые годы самостоятельной работы выпускники ПТУ, молодые рабочие, нуждаются в особом внимании к себе. И здесь огромная роль принадлежит наставникам молодежи, возможности которых мы пока используем чрезвычайно слабо, а также нашему шефу – комсомольским организациям предприятий.
И еще. Когда говорят об учреждении, призванном воспитывать и обучать, мы нередко стесняемся говорить о материальном оснащении: мол, главное не в этом, а в педагогическом мастерстве, в методической вооруженности кадров, а все остальное приложится. Отчасти это, конечно, верно. Но также верно и то, что педагог, мастер производственного обучения при всем своем опыте, мастерстве и старании вряд ли научит хорошо, если не на чем учить или, еще хуже, если негде учить. Можно ли, к примеру, добиться качественной подготовки рабочих, если средний «возраст» станочного парка в училищах республики составляет: от 10 до 20 лет – 35 процентов и свыше 20 лет – 13,5 процента? Но даже и этих станков, машин и оборудования не хватает.
Пятилетним планом и заданиями, установленными правительством, в республике предусмотрено к 1980 году построить 54 новых ПТУ и 41 реконструировать, с тем чтобы перевести, как этого требуют решения XXV съезда КПСС, все профтехучилища на подготовку рабочих высокой квалификации со средним образованием. Заканчивается третий год пятилетки. Однако за это время министерства и ведомства осуществили строительство только 16 новых комплексов, в 19 училищах расширена учебная база, а 38 новых училищ пока нет. И существует серьезное опасение, что многих из них так и не будет. Ведь для того, чтобы работать на текущую пятилетку, они должны бы уже строиться – ведь сооружение подобных объектов длится не менее двух лет. Между тем в 1978 году начато строительство лишь пяти училищ, то есть восьмой части оставшихся. Сооружение других тридцати трех ПТУ министерствами и ведомствами (легкой, мясомолочной промышленности, промышленного и сельского строительства, сельскохозяйственного машиностроения, автомобильной, электротехнической промышленности и др.) откладывается на 1980 год, а некоторых вообще переносится за пределы десятой пятилетки.
Создание, укрепление и развитие материальной базы для обучения трудовой смены – это не ведомственный вопрос, а большое государственное дело, и решать его надо по-государственному.
Мы призваны обеспечить вступление каждого молодого человека в жизнь не только хорошо подготовленным к делу, но и высокообразованным, гармонически развитым, стоящим на уровне самых высоких требований, предъявляемых к строителю будущего. Эти задачи четко сформулированы в решениях XXV съезда КПСС и постановлениях Центрального Комитета КПСС и Совета Министров Союза ССР «О дальнейшем совершенствовании процесса обучения и воспитания учащихся системы профессионально-технического образования» и «О дальнейшем совершенствовании обучения и воспитания учащихся общеобразовательных школ и подготовки их к труду».
Школу и ПТУ объединяет единая цель, важнейший и основополагающий принцип связи с жизнью, с задачами созидания нового общества, связи обучения и воспитания с общественно полезным трудом.
Нас радует тот факт, что наше сотрудничество с каждым годом обогащается новыми формами. Расширению сферы взаимодействия способствует все увеличивающееся число средних профессионально-технических училищ, вобравших в себя все лучшее из многих форм обучения профессиям. К концу пятилетки их будет у нас не менее 155. Они подготовят для народного хозяйства почти в пять раз больше молодых рабочих, чем в минувшем пятилетии.
Средние ПТУ – это тот тип учебного заведения, в котором неразрывно сочетаются право на образование и право на труд, гарантированные нашей молодежи новой Конституцией. Они успешно решают задачу подготовки рабочего завтрашнего дня: интеллигента, сконцентрировавшего в себе не только отличное знание дела, специальности, ремесла, но и широкий кругозор, основательное общее образование.
Однако мы были бы далеки от истины, рассматривая базу нашего сотрудничества односторонне, не замечая новых явлений и в деятельности общеобразовательной школы. Речь идет не только и не столько о модернизации содержания и методов обучения, не только о возросшей культуре педагогического труда, сколько о принципиально важном повороте школы к проблемам политехнизации и трудового воспитания. У наставников рабочей смены вызывает глубокое удовлетворение тот факт, что школьные учителя все больше освобождают учебно-воспитательную работу от упрощенных представлений о реальностях жизни, показывают богатейшую перспективу личного роста и совершенствования юношества через сферу созидательного труда.
Профессионально-технические училища республики уже ощутили первые результаты этих перемен. Выпускники 8-х классов стали охотнее идти в средние ПТУ, а технические училища приняли в этом году первую группу десятиклассников, окончивших межшкольные комбинаты трудового обучения и профессиональной ориентации.
Правда, пока таковых немного. Это еще не стало тенденцией. Но уже – явление. В его развитии мы видим один из магистральных путей дальнейшего укрепления сотрудничества, союзнических отношений технических училищ и межшкольных комбинатов, шаг вперед в деле логического перехода от первоначального знакомства с рабочей профессией к получению разряда рабочего высокой квалификации.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.
Рассказ