(в тысячах)
1970 636 2222 286
1973 679 2009 338
1976 861 2121 406
Если сравнивать количество браков и разводов в одном году, то «разводимость» получается, естественно, меньше. В 1976 году было 2 миллиона 596 тысяч браков, то есть 308 разводов на 1000 браков. К сожалению, в последние годы произошел заметный скачок в «разводимости».
Так надо ли об этом писать? Если мы хотим улучшить положение, писать необходимо.
Это заголовок письма Марата Даутова из села Исянгулова Башкирской АССР. Письмо это очень важно и не очень длинно. Поэтому приведем его целиком.
«Уважаемая редакция!
В третьем номере журнала «Смена» познакомился со статьей «После свадьбы...». Статья очень взволновала меня. В ней автор, ссылаясь на равноправие мужчин и женщин в нашем обществе, призывает мужчин надеть белые фартуки и взять на себя домашние работы. Но ведь равноправие не значит взаимозаменяемость! Есть такие виды работ, которые лучше выполнять только мужчинам или только женщинам. Тут, конечно, не следует забывать и о том, что у женщины любовь к семейным заботам заложена с самого рождения. Это подтверждается простыми наблюдениями в семье: девочки играют с куклами и разными игрушками бытового обихода, а мальчишкам подавай только технические игрушки. С древних времен женщина была хранителем негаснущего очага и домашнего уюта. У них тысячелетний опыт по выполнению домашних работ, и чтобы достигнуть сегодняшнего уровня мастерства женщин и преодолеть психологический барьер, мужчины затратят столетия. Правда, автор статьи робко высказывается об улучшении сферы обслуживания: «Разумеется, можно сказать, количество домашних дел надо уменьшать путем развития сферы обслуживания. И это будет правильно. Но одно не противоречит другому. В обществе, где существует равенство полов, домашний труд должен делиться поровну. К сожалению, наша молодежь считает иначе...» Да, мы думаем иначе! Одним из наиболее трудоемких процессов является доставка продуктов из магазина и приготовление пищи. Мне кажется, вот с этого и надо начинать. Открыть кооперативные столовые или строить дома по таким проектам, где были бы предусмотрены общие столовые и кухни для жильцов этих домов и где предоставлялась бы возможность готовить обеды по очереди, а доставка продуктов питания из магазина или с базы была бы централизованной. Ведь недалек тот день, когда все мы будем обедать в общественных столовых, а кооперативные столовые будут реальной основой и базой для будущих пунктов общественного питания. Поэтому стоит ли надевать мужчинам белые фартуки?»
Вот такие печки-лавочки... Честно говоря, я не ожидал столь откровенного высказывания ветхозаветных взглядов молодым человеком. Дело, разумеется, не в одном питании – в домашнем хозяйстве немало забот, помимо кухонных. Суть письма М. Даутова: со временем все домашние дела отойдут к сфере обслуживания, а пока этого нет, пусть ими занимаются женщины. Первое можно было бы только приветствовать. А вот второе... Такой взгляд, а главное, практическое поведение мужчин, соответствующее этому взгляду, – одна из основных причин нынешних семейных трудностей и раздоров, скандалов и разводов. Повторю в кратком виде сказанное мною ранее о принципах, по которым равенство в семье становится необходимым. Именно равенство, а не равноправие, которое, кстати, существует уже шестьдесят лет. Равноправие – это равенство по праву, по закону. Нас же интересует практическое равенство, равенство в жизни. Разумеется, мы говорим о равенстве социальном и только о нем, а не о равенстве физических сил и не о том, что «не могу я сына грудью кормить», как острят иной раз.
Было время, когда функции мужа и жены в семье были четко разграничены. Муж – работник, кормилец, жена – домохозяйка.
Пришло время, когда женщина стала такой же работницей, «добытчицей», как и муж, но... осталась домохозяйкой, то есть практически почти все домашние дела по-прежнему лежат на ней. А это означает, что у женщины ежедневно два полновесных рабочих дня: восемь часов – столько же, что и у мужчины, на производстве плюс пять-шесть часов дома.
В общественном хозяйстве женщина добилась равенства, а в некоторых отношениях даже и обогнала мужчину. Женщины, особенно молодые, имеют более высокое общее и профессиональное образование. Из каждых десяти специалистов народного хозяйства (то есть людей с дипломами вузов и техникумов) шесть – женщины. Заработки женщин нередко выше, чем мужчин, жены – выше, чем мужа.
Совсем иное дело в семье. Домашних дел у жены обычно в два-три раза больше, чем у мужа, свободного времени соответственно много меньше. Пока жена занимается домашним хозяйством, муж отдыхает, читает, смотрит телевизор, забивает «козла», развлекается в «мужских компаниях» и т. д. Женщина должна быть сущим ангелом, чтобы безропотно мириться с таким «равенством», тем более что до выхода замуж она действительно во всем была равна со своими сверстниками или даже превосходила их (в образовании, духовном развитии и т. д.).
Неравенство женщины в семье в нынешних условиях – несомненный пережиток, явление, потерявшее корни в реальной действительности и существующее только в силу традиций, привычек, старых нравов, которые находятся в непримиримом противоречии с ведущими тенденциями нашей жизни.
Мириться с таким положением женщина не может. Эти противоречия и раскачивают «семейную лодку» и нередко пускают ее ко дну.
Единственно прогрессивный и исторически возможный выход из этого конфликтного положения – на пути к действительному равенству полов и в семье. Разумеется, конкретные семьи находят выходы каждая по-своему в зависимости от очень многих конкретных обстоятельств. В одних семьях домашние обязанности жены и мужа примерно равноценны; в других – жены еще согласны мириться со старыми порядками; есть и такие семьи, где дом в основном на муже. Но во многих случаях конфликт, увы, разрешается только разводом.
Я вполне допускаю, что жена Марата Даудова – если она у него есть – целиком разделяет его взгляды. Тогда ему повезло. Поскольку он живет в селе, где, видимо, сильны еще бытовые пережитки, он, возможно, сумеет пронести свои взгляды через всю жизнь. Но допустим, что он или ему подобный переедет в город и женится на горожанке, у которой понимание семейной жизни совсем иное. «Переломить» такую жену с новыми, современными взглядами едва ли удастся. Остается два выхода: или «перековаться» самому, или развестись. Можно еще, конечно, провести всю супружескую жизнь в постоянной семейной войне. Такое тоже бывает. В подобных случаях нескладную семейную жизнь объясняют обычно заботой о детях.
Прежнее безграничное главенство в семье мужчина безвозвратно потерял, произошел – во всяком случае, в молодых городских семьях – переход от патриархата к «биархату» (от мужского главенства к равенству мужа и жены), но переход этот происходил и происходит в «войне полов». А на войне как на войне. Приведу отрывок еще из одного письма в «Смену».
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.