На XVIII съезде ВЛКСМ отмечалось, что силы, энтузиазм и талант комсомольцев и молодежи находят в сфере народного хозяйства страны самое широкое применение. Профессии станочника и строителя, сельского труженика, работника торговли и бытового обслуживания становятся все более молодежными. Именно здесь, в повседневном труде, пользуясь великими социальными правами, предоставленными Конституцией СССР, проходят школу профессионального и гражданского мужания, обретают свое призвание миллионы молодых людей, принося максимальную пользу Родине, народу. Школа – профтехучилище – завод, строительная площадка, поле и ферма, торговый зал... Этот путь, выверенный сегодня многими биографиями наших молодых современников, должен стать и стал примером для тех, кто еще выбирает свою жизненную дорогу.
В СРЕДУ, 21 января, в Москве умирала Прасковья Никитична Ангелина. Константин Федин однажды писал: «Всю землю облетело слово «пятилетка» как символ нового мира. На своей родине этот символ был реальностью победоносного труда». Паша Ангелина, как и Алексей Стаханов, была символом первых пятилеток, символом реальности победоносного труда. Как и скульптура Мухиной «Рабочий и колхозница», вознесенная в 1937 году над советским павильоном на Всемирной выставке в Париже и установленная сейчас у ВДНХ. Только у Паши в руках был не серп, а руль трактора. Знаменитая трактористка, дважды Герой Социалистического Труда, призвала: «Сто тысяч подруг – на тракторы!» – и призыв этот долетел до самых дальних окраин и стал лозунгом страны, устремленной в Завтра.
21 января 1959 года, на рассвете, Паши Ангелиной не стало.
22 ЯНВАРЯ 1959 ГОДА на Урале, в Свердловске, родилась девочка. Отец ее об этом счастливом событии узнал с опозданием: он улетел в Старобешево на похороны легендарной Паши.
Телеграмма о рождении девочки пришла в Донбасс в печальные дни. Мать Паши, Ефимия Федоровна, узнав о рождении правнучки, прослезилась и сказала коротко:
– Судьба...
На семейном совете девочку решили назвать Пашей.
– Пусть будет вторая Прасковья Ангелина, – суммировал общее мнение Николай Никитич, самый старший из братьев первой в стране трактористки, которому и поручили дать телеграмму на Урал.
– ЧТО ВЫ ВЫ могли сказать сейчас о Паше? – спрашиваю я Николая Никитича.
– Имя и фамилия ей достались по наследству, от родителей, сама она не выбирала. А вот что касается дела, – долго и внимательно рассматривает «деда Коля» Пашу, сидящую по другую сторону стола, – тут уж она сама решила пойти вслед за бабушкой. Сама задумала судьбу, выбрала эту ответственность перед всей нашей семьей. Отец ее – большой трудяга. Он из тех, кто, увидев на земле гвоздь, положит его на видное место, но домой не потянет. Дочь... Лучше все-таки подождем... Очень ведь мы надеемся на нашу Пашу...
В ЧИСТЕНЬКОЙ комнате общежития Раздольненского сельского ПТУ № 10 имени П. Н. Ангелиной светло, и свежие запахи весны напоминают о неумолимом беге времени, о скором завершении учебы: Паше осталось немного. В мае – практика, работа на полях, а там, после уборки урожая – самостоятельная жизнь и работа в колхозе «Заветы Ильича». На полях, где работала легендарная героиня первых пятилеток.
За окном, на косогоре – трактородром, где одна за другой тянутся три учебных машины «Т-150», «ЮМЗ-6ЛС» и «К-700», потом – изумрудная зелень озимых, а дальше, примерно в километре от нас, синий штакетник могильных оград деревенского кладбища и белые дома с крашеными крышами – там уже начинается село Васильково.
Сельское профессионально-техническое училище № 10 пристроилось в том месте, где Волноваха сливается с Кальмиусом, в степном этом краю речки неторопливы и негромки, и от них веет не одной лишь свежестью, но и покоем.
– Всю вашу жизнь, не слишком пока долгую, вы шли к будущему своему делу, Паша, так ведь?..
– Нет, придумывать не стану... На Урале я только родилась, а потом семья вернулась сюда, в Донбасс. Папа, Геннадий Иванович, работал и одновременно учился, окончил сельскохозяйственный институт в Мелитополе, стал инженером-механиком, работает сейчас он на Углегорской ГРЭС, а живут мои родители недалеко отсюда, в Дебальцовском районе, в Светлогорском. Часто в воскресенье, а в каникулы уж непременно, я еду домой.
А мама моя, Людмила Савельевна, мастер-швея. И у нас в школе девочек учили шить. У меня, кажется, получается: платья, юбки на мне – чаще всего собственного производства.
Конечно, у нас постоянно вспоминают Прасковью Никитичну. Папа вырос в доме бабушки и много рассказывал мне о нашей большой семье, где жизнь многих была связана с работой на тракторе, но вы, наверное, знаете об Ангелиных?..
Знаю. Знаю, что на тракторе работали не только братья Прасковьи Никитичны. Клич «Сто тысяч подруг – на тракторы!» всколыхнул двести тысяч женщин, и среди них сестер Паши Лелю и Надю. Знаю, что в трудные дни гитлеровского нашествия бригада Паши эвакуировалась в Западный Казахстан, тракторы шли туда своим ходом, и пока мужчины сражались на фронтах Великой Отечественной, работала в Буденновской МТС женская бригада Ангелиных – Паша, Надежда, Елена, их племянница Марксина – дочь Николая Никитича (родилась она в день рождения Карла Маркса) и Катя, жена брата.
И, право же, не кажется удивительным, что девочка все чаще задумывалась о работе в поле, что решила в конце концов Паша пойти учиться в сельхозинститут в Мелитополе, чтобы стать высококвалифицированным механизатором. Вот тогда-то и случился у нее разговор с папой, который усомнился в верности избранного дочерью пути:
– Какой же смысл поступать в институт, если ты не знаешь толком будущей своей профессии? Испытай сначала, что такое работа в поле, попробуй сама хлеб вырастить и убрать...
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.