Должен заметить, что это решение осуществлялось не везде безболезненно. Представьте себе такое положение: секретарь, неосвобожденный работник, учащийся, присутствует на заседании педсовета, а там разбирают качество преподавания того или иного предмета или обсуждают конфликтную ситуацию. Кое-кто считает, что это «антипедагогично». Не могу согласиться. Пусть секретарь знает, видит, как педагогический коллектив обсуждает любые вопросы, в том числе и неприятные, как он реагирует на неправильные действия того или иного преподавателя или мастера. Ведь завтра этот паренек – рабочий человек. Он придет во «взрослую» бригаду, во «взрослый» коллектив, где все есть – и хорошее и, к сожалению, негативное (хотя первого, естественно, неизмеримо больше). Так пусть учащийся ПТУ, комсомольский вожак учится разбираться в реально существующих проблемах и находить свою принципиальную позицию сегодня, сейчас, а не когда-то в будущем. Нас иной раз спрашивают, правильно ли мы поступаем, расширяя до такой степени полномочия комсомольских и профсоюзных организаций. Мы считаем, что правильно.
Большинство комсомольских секретарей училищ – освобождённые работники. Среди них мастера, воспитатели, рабочие с базовых предприятий. Нас волнует, чтобы они не стали, так сказать, «старшими поучителями». Секретарям мы разрешаем преподавать – пусть ведут предмет, которым владеют. Это и возможность для каждого еще лучше «вжиться» в коллектив и перспектива. Но очень важно, чтобы комсомольский работник не сделался при этом просто очередным преподавателем, поставленным над ребятами. Мы хотим и добиваемся, чтобы двери в комитеты комсомола не закрывались. Оправдывает себя опыт, когда секретарь из рабочих, когда он представляет среду, в которой окажется после окончания ПТУ наш учащийся. Мы стремимся к тому, чтобы секретарь приходил с базового предприятия, чтобы, скажем, в училище металлистов секретарем был по возможности металлист и, уж во всяком случае, человек с трудовой закалкой.
У нас установлено, что по целому ряду вопросов администрация не принимает ни одного решения без участия комсомольской организации. Назову, к примеру, такие вопросы, как отчисление из училища, распределение мест в общежитии, определение повышенных стипендий, различные формы поощрения учащихся и т. д. Директора училищ, бывает, жалуются: «Трудно. Знаю, что этот парень – шалопай, выгнал бы его. Мне говорят: через комсомольское собрание. Ну, а там разные ребята, и мнения разные. Собрание может поддержать, а может и не поддержать мое решение».
Трудно, действительно. Но мы исходим вот из какого соображения: что важнее для воспитания коллектива и этого подростка? Конечно же, эффективнее собрание, а не приказ администрации: «Отчислить». И другая сторона дела: что с ним будет дальше, с тем, кого отчислили? Мы многократно убеждались: терпеливая и настойчивая воспитательная работа, даже если она порой казалась мучительной, позволяла очистить от всякой шелухи самых вроде бы «безнадежных» ребят. Аксиома: администрирование – враг подлинной педагогики.
Самый трудный возраст у нас – подростки. Здесь и чрезмерно оберегаемое собственное «я», и повышенная ранимость, и легко возникающий скепсис. Здесь неумение распределить Душевные и физические силы, чтобы продолжительно и упорно трудиться, и пока еще потребность поиграть, порезвиться. Здесь паника от неудач и головокружение даже от незначительных успехов. Здесь легкомысленное отношение к быту, а рядом культ вещей и т д. и т. п. Как помочь подростку найти путь к людям и к самому себе? Как передать весь позитивный опыт старшего поколения поколению подрастающему?
Повторяю, нет готовых, приемлемых для всех случаев жизни рекомендаций, но есть общие, бесспорные педагогические принципы, на которых, мы стоим, которые стремятся утверждать в повседневной практике педагогические кадры системы профтехобразования. Это принципиальность и внимательность, доверие и требовательность.
Размышляя над тем, каким должен быть рабочий завтрашнего дня, человек, который перешагнет порог заводской проходной не только XX, но и XXI века, мы подчеркиваем: для нас одинаково неприемлемы и бессловесная исполнительность робота и прекраснодушное пустозвонство болтуна. Идеал коммунистического воспитания – гармонически развитый человек, для которого труд, как сказано в новой Конституции СССР, стал «первой жизненной потребностью». Человек, сочетающий высокие гражданские и нравственные качества с образованностью и профессионализмом. Не вызывает сомнений: сегодня мало Дать молодому человеку лишь определенную сумму знаний – необходимо прежде всего научить его творчески мыслить и действовать, ориентироваться в производственной, научной и политической информации, быть готовым и способным к самостоятельным решениям и работе.
Главный воспитатель – труд Труд и только труд закладывает фундаменты характеров и судеб. Об этом мы всегда помним, что бы ни делали и что бы ни замышляли.
При многих обязанностях человека в жизни о нем судят прежде всего по труду на общее благо, так как духовное богатство, сущность личности, мера сознательности каждого лучше всего проявляются в его трудовых свершениях. И чтобы стать настоящим гражданином своей Родины, каждому надо изо дня в день работать в полную меру сил и способностей, поднимаясь все выше в своем мастерстве.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.