Когда в товарищах согласье есть…

Слава Тайнс| опубликовано в номере №1173, апрель 1976
  • В закладки
  • Вставить в блог

«Единодушная поддержка коммунистами, всем советским народом экономической политики партии, ударный труд с первых же месяцев первого года новой пятилетки – важная предпосылка успешного выполнения очередного пятилетнего плана».

Из доклада Генерального секретаря ЦК КПСС товарища Л. И. Брежнева на XXV съезде КПСС.

Геннадий Семченко, молодой токарь, несколько лет назад окончивший ПТУ, подошел к Амосову и прокричал сквозь шум мощного движка:

– Иван Григорьевич, мы хотим вызвать вашу бригаду на соревнование.

– Кто это – мы?! – изумился Амосов, выключив станок.

– Я, Дерябин, Семин и Буданов. Мы тоже, как вы, решили объединиться в бригаду, только комсомольско-молодежную, и побороться с вами.

– Так как же вы, ребята, будете с нами, старыми волками, соревноваться-то? – недоумевал Амосов.

– А вы нам поможете, – улыбнулся белобрысый Гена.

– Ну, ладно, потом поговорим, – посерьезнев, сказал Амосов и включил станок.

Эффективность и качество. Эти слова хотя и пишутся раздельно, произносятся и мыслятся сегодня слитно. Когда-то разные понятия стали близкими, парными. Ныне за этими словами – вся трудовая программа десятой пятилетки.

Энергичным поиском отмечен почин трех бригад Московского электромеханического завода имени Владимира Ильича «Пятилетке качества – рабочую гарантию!». Многие действенные стороны социалистического соревнования как бы сфокусировались в этом начинании ильичевцев, которые не раз на протяжении своей истории были запевалами славных дел.

Почин широко подхвачен по всей стране. В нем нашла выражение идея комплексного решения проблем повышения эффективности и качества работы коллективов, тесно связанных одним технологическим циклом. Бригады кузнеца Н. В. Метелкина, токаря И. Г. Амосова и сборщика Н. П. Кузнецова решили от взаимных претензий прийти к взаимопомощи и взаимопониманию.

За ветеранами потянулась молодежь цеха.

В коллективе Амосова шесть токарей. Они объединились в бригаду, чтобы, учитывая силы и возможности каждого в изготовлении деталей по операциям, повысить эффективность работы. Они добились спаянности, ритма, улучшения качества изделий.

И все же бригаду Амосова лихорадили неувязки, так сказать, внешнего свойства. Они получали заготовки – «поковки» из кузницы. Из них на крупногабаритных станках вытачивали валы, фланцы и прочие детали, необходимые для сборки мощных электродвигателей. От ритма и качества работы токарей зависели своевременность и качество исполнения сборки. Даже если амосовская бригада работала без брака, но задерживала поставки деталей по графику, то бригаду Кузнецова не очень-то радовали успехи соседей. Им приходилось прикладывать усилий вдвое, втрое больше. От них выходила конечная продукция, а стало быть, зависел план цеха. И, спасая честь коллектива, сборщикам приходилось «нажимать». Особенно в конце месяца, квартала, года. И, естественно, они предъявляли претензии токарям. Но, с другой стороны, бригада Амосова также была «привязана» к ритму кузнецов. К тому же от последних приходили поковки не только с опозданием, но еще с солидным припуском. Приходилось гнать по две-три стружки. А это потеря времени, снижение производительности, быстрый износ станка. Моральный и материальный ущерб. И подводили сборщиков, и в кармане, как красочно выразился Амосов, набиралось лишь «кошке на молоко». Вот так по цепочке и предъявляли претензии: Кузнецов – Амосову, Амосов – кузнецам. Разговоры были и на собраниях и по душам. «Ребята, – втолковывал Амосов своим поставщикам, – ведь вам несложно сделать поковку потоньше, а то у нас сил нет – все в стружке ходим, устаем отгребать. Металл изводим, да и...» Но кузнецы с улыбкой показывали свой чертеж: «Допуск у нас приличный – на плюс и минус». Однако «железные» аргументы и доводы сделали свое дело. Три бригадира – Кузнецов, Амосов, Метелкин – посовещались и решили работать по-новому. Собственно, Метелкин мог бы и дальше гнать со спокойной совестью поковки в пределах допуска. Выработка у него была приличная. Стоило ли напрягаться, чтобы угодить токарям? Лишние хлопоты. Но Метелкин с профессиональной гордостью заявляет сегодня во всеуслышание, что на своем многотонном прессе способен чуть ли не «ловить» микроны. И Амосов говорит, что если где-то ротор двигателя начнет «бить», то он – не Амосов. Но важно другое: три бригадира от имени своих коллективов подписали «Договор о социалистическом соревновании и взаимопомощи в труде». Обязались «работать ритмично, ежедневно выполнять плановые задания, не подводить друг друга. Ликвидировать простои, потери рабочего времени, непроизводительные затраты труда и материальных ресурсов и впредь их не допускать». А затем объявили: «Пятилетке качества – рабочую гарантию!» Партийная и комсомольская организации завода увидели в этой самостийно родившейся инициативе рациональное зерно и дали ход почину. Он' углублялся и совершенствовался. Последователи новаторов почти тотчас же появились и среди молодежи.

Гена Семченко держал в почерневших от въевшейся за смену металлической пыли ладонях блокнот исписанный цифрами. Разговор шел всерьез. Комсо-мольско-молодежная бригада токарей Геннадия Семченко заявляла, что годовой план выполнит к 5 декабря, увеличив производительность на 15 процентов, добьется звания коллектива коммунистического труда, а также бригадного клейма качества.

Идея сплотиться в коллектив возникла сначала у двоих – у Гены Семченко и его школьного друга Володи Семина. Они вместе закончили заводское ПТУ, работали порознь, но затем дружба свела их в первом цехе. Поработали, посмотрели на соседнюю бригаду Амосова и решили сколотить свою. Вернее, сговорились работать на один наряд – деньги поровну. И сразу двойной эффект: ведь переняли у Амосова пооперационный цикл разделения труда. Амосов и его товарищи к ребятам относились с симпатией, добровольно опекали, подсказывали лучшие методы обработки деталей.

– Нам все советовали, – говорит Амосов, – чтобы мы зафиксировали свои отношения: стали их официальными наставниками. Конечно, можно было бы записать это на бумаге. Только разве в этом дело-то? Главное – помогать ребятам от души, от сердца.

Так сложились товарищеские отношения у опытных и молодых токарей. А потом кто-то предложил Гене:

– Что же вы, ребята, вдвоем-то? Рядом с вами такие же молодые работают. Может, стоит укрупнить вашу трудовую ячейку? Не пора ли организовать бригаду?

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Фамильная реликвия

История одного расследования