Ему выпала честь не только быть избранным на партийный съезд, но и выступать на нем. Тогда ему было 24 года. За спиной Леонида Казакова к тому времени осталась дорога Усть-Илим – Хребтовая, за которую он носит орден «Знак Почета», армейская служба на Дальнем Востоке, работа освобожденным секретарем комитета ВЛКСМ строительно-монтажного поезда, первые 70 километров Западного участка БАМа.
Бригада монтажников ИССО, которой он руководил, прочно удерживала первое место среди других коллективов участка, стабильно перевыполняла свой рабочий план не меньше чем в полтора раза, хотя направлялась на самые трудные объекты.
Вершиной трудового мастерства бригады Казакова, ее рабочего героизма был 519-й пикет: сотни кубометров бетона, уложенные за 17 дней, при норме – полтора месяца. 17 дней, которые остались в памяти каждого члена бригады. Непрерывный дождь, раскисшая от воды глина на сапогах, руках, лицах, не просыхающая от дождя одежда, отменены все перекуры, время обеда – 10 минут, и работа с 6 утра до 9 вечера. Потому что не было иного выхода – пикет сдерживал отсыпку железнодорожного полотна, сотни людей ждали окончания работы казаковцами.
519-й был для них самым трудным. Но он же продемонстрировал их спаянность.
...На XXV съезд партии Казаков уехал в один из напряженных периодов: бригада монтировала одновременно две трубы – на 662-м и 669-м пикетах.
– Когда с трибуны партийного съезда я говорил о трудовом героизме строителей БАМа, я невольно думал о своих товарищах, обо всех, с кем уже прошел десятки километров сложнейшей трассы и с кем пойду дальше к океану. Я знал, что у них там сейчас самая запарка. И хотя Андрей Доскач телеграфировал мне в Москву, что дела бригады идут в целом нормально, я-то знал, что за этим стоит. А ведь мы не имели права сдавать ни одного из завоеванных рубежей, особенно после того, как приняли повышенные обязательства на 1976 год. По нам начали равняться другие, а предложение бригады – завершить годовой план к сентябрю – было широко подхвачено.
На тех двух трубах шел преимущественно монолит, а морозы на трассе еще держались. Это значило, что ребятам приходилось сутки за сутками греть бетон.
Вернувшись в бригаду после съезда, Казаков узнал о том, как их «директор бетономешалки» Коля Кузьмич однажды ночью шесть раз прощупывал в темноте всю цепочку электродов, чтобы найти очередной обрыв или замыкание. В ту ночь было «тепло», около тридцати, но ветрено, и обмороженные пальцы под утро Колю почти не слушались, зато не замерз бетон. Узнал Леонид и о том, как бригадный крановщик Володя Волков, не дожидаясь бульдозера, сам вырубал и ровнял площадку для своего «като», а потом, когда они уложили все имеющиеся блоки, и Волкову нечего было делать как крановщику, он полез в котлован и взялся помогать монтажникам, забивать паклей щели. Но за всеми производственными проблемами бригада не забыла о том, что 25 марта у Леонида день рождения, и «скинулись» ему на «водолазку»...
Да, той весной было нелегко. Не успевая за темпами работы казаковцев, снабженцы то и дело запаздывали с доставкой необходимых монтажникам материалов. А тут еще начались паводки, распутица... Многотонные машины вязли в оттаивающих болотах, застревали где-нибудь на полпути к котлованам.
Казаков, несмотря на свой немалый строительный стаж, так и не научился «брать горлом», как другие, но в настойчивости ему не откажешь. И поэтому, когда несколько дней подряд бригада
сидела без работы из-за недоставки блоков', он не пошел очередной раз «объясняться» с руководством, а предложил поговорить о ритмичности на общем собрании. Пригласили и снабженцев. Леонид был краток:
– Повышение качества и эффективности работы, о чем много говорилось на съезде партии, – это не просто точная подгонка блоков или даже досрочная сдача объектов, это высокая добросовестность каждого. Повторяю – каждого. Потому что результат труда целых коллективов подчас зависит от того, сумеет ли один человек правильно учесть их производственный потенциал и спланировать фронт работы...
Нельзя сказать, что это собрание навсегда положило конец перебоям в снабжении, были и остаются объективные трудности трассы, но все же материалы стали подаваться на объекты ИССО значительно ритмичнее.
Производственный план первого полугодия был выполнен бригадой Казакова на 170 процентов. Это очень хороший результат, если учесть, что на следующих трубах – 847-го и 850-го пикетов – потребовалось почти полностью менять естественный грунт в котловане на скальник как более эффективный при дренаже. Но прежде чем положить 1000 кубов скальника, надо
было вынуть из котлована столько же кубометров глины. Причем немалую часть этих кубов приходилось доставать самим мбнтажникам, так как экскаватор не брал углов и оставлял дно и стенки котлована недостаточно ровными. Но еще не было случая, чтобы кто-то из ребят, ворчал на какую бы то, ни было работу, приходилось ли им орудовать лопатой или «Дружбой», киркой или топором. «Надо, значит, надо» – к этой простой формуле все они привыкли уже давно, еще с их первого общего пикета.
– Я предложил всем членам бригады вписать в личные обязательства отдельной строкой пункт, по которому ответственность за качество работы ложится в первую очередь на них самих и на звеньевых, – говорит Леонид. – С того дня поочередно каждую неделю назначались «дежурные по качеству». Права дежурных, по общему решению, соответствовали правам бригадира. Он же отвечал за готовность техники к работе, доставку материалов и так далее.
Закончив монтаж семи труб в октябре, бригада Казакова активно включилась в соцсоревнование на Западном участке «60-летию Октября – 60 ударных недель!». Ребята трудились тогда на укреплении старых искусственных сооружений, которые кое-где дали осадку. Работа была не броская: доделки не монтаж, но до декабря казаковцы тем не менее успели выполнить производственные задания еще семи месяцев следующего года.
В октябре же Казаков, участвуя в работе Пленума ЦК КПСС, встречался с первым секретарем . ЦК ВЛКСМ Е. М. Тяжельниковым. Потом он рассказывал ребятам об этой встрече:
– Центральный Комитет комсомола верит в то, что мы значительно перевыполним план юбилейного года и не уроним чести передовой бригады СМП.
И они оправдывают это доверие. В декабре, значительно опередив график работ, бригада без всякого подготовительного периода приступила к доводке котлована на ближайшем пикете уже за Небелем. И опять, сутками напролет, они в 50-градусный мороз грели грунт, дробили смерзшиеся глыбы скальника, стремясь доложить о готовности котлована к дню прихода первого поезда на Небель. И они успели, сделав один из своих знаменитых рабочих рывков, работая по вечерам и уложив первые блоки под фундамент будущей трубы.
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.