Наше ОКБ вы не найдете ни в одном справочнике: у нас нет отдельного здания, лабораторий, вывески и штатного расписания. Адрес – Сокольнический райком комсомола. Его актив – объединенные силы молодежи научно-исследовательских и проектных организаций, заводов и фабрик. ...Пять лет назад совет молодых специалистов района и бюро райкома приняли решение: организовать общественное конструкторское бюро района. ОКБ определило такие основные задачи: укрепить связи науки с производством, оказать помощь в техническом перевооружении и реконструкции предприятий, улучшить условия труда рабочих.
Четких, сложившихся форм работы тогда еще не было, поэтому начинали мы очень осторожно. На первых порах выбрали один промышленный объект – ремонтный завод «СВАРЗ», предприятие очень старое, с низким уровнем механизации. На заводе создали инициативную группу из молодых инженеров и рабочих,- такие же группы начали действовать и в двух проектных институтах. Вот они-то и образовали конструкторское бюро, которым управлял общественный совет при райкоме комсомола.
Схема взаимоотношений довольно проста: инициативная группа заводских комсомольцев выявляет «узкие места» на производстве, затем завод направляет заявку в ОКБ с просьбой выполнить определенную работу. Совет бюро рассматривает заявку, и если находит задачу посильной, передает техническое задание инициативной группе института соответствующего профиля. Сразу хочу отметить, что мы старались идти по пути «наименьшего сопротивления», не изобретать что-то новое, а в первую очередь найти применение готовым разработкам, проектам, внедрить их как можно быстрей, с меньшей затратой времени и сил. Очень важно было получить первые практические результаты, завоевать авторитет, дать возможность членам ОКБ увидеть плоды своего самостоятельного, возможно, первого творческого поиска.
Но не надо путать нас с существовавшими несколько лет «самодеятельными» бюро по внедрению. Правда, мы использовали их опыт, позаимствовали кое-что по линии организационной, но наш основной, незыблемый принцип – работа на общественных началах. К тому же при надобности мы разрабатываем и новые механизмы, приборы, отвечаем за весь цикл – от идеи до внедрения разработки в производство.
Первый экзамен мы держали на «СВАРЗе». Здесь раньше автоматические коробки передач проверялись после ремонта весьма примитивно: несколько рабочих открывали коробки, манометрами замеряли давление масла при различной скорости вращения двигателя. Процесс долгий, трудоемкий, а погрешность все равно получалась большая.
Инициативная группа из ЦНИИКа создала и внедрила прибор ДИЧИ 5-1. На стенд устанавливается коробка передач, подключается к прибору – и один человек проверяет работу коробки на всех режимах, причем делает это вдесятеро быстрее и гораздо точнее, чем раньше.
Интересна история прибора ПСТ-тЗ, получившего в прошлом году золотую медаль на выставке «Мастера завтрашнего дня» в Берлине.
В троллейбусных парках каждая машина проверяется перед выходом на линию. Два-три рабочих, вооруженных набором амперметров и вольтметров, должны проверить всю электросхему, обследовать троллейбус буквально сверху донизу. Долгая, трудная, непроизводительная работа.
У нас не было никаких прообразов нового прибора, поэтому сначала прикинули на бумаге возможную электросхему, затем изготовили лабораторные образцы. Прибор подключается только в одном месте к специально выведенным клеммам. Несколько секунд – и проверка закончена. Производительность труда повысилась в 36 раз, а экономический эффект одного прибора – 800 тысяч рублей в год. Им заинтересовались в Ленинграде, Киеве, Харькове. В ОКБ посыпались новые заявки. Теперь эти приборы выпускаются серийно.
Круг работ наших групп очень широк. Зависит он от многочисленных нужд заказчиков. Например, еще не так давно на «СВАРЗе» стояла острая проблема: как хранить металл? Ом лежал в куче под открытым небом, ржавел. Чтобы взять нужный лист, трубку или прут, звали рабочих, разбирали всю кучу. И так эта груда металла перелопачивалась по нескольку раз за день. Руководство завода выдало техническое задание, комсомольцы спроектировали механизированный склад металла, который успешно функционирует в течение трех лет.
Конечно, не все всегда идет гладко, подчас мы сталкиваемся с непониманием, недоверием. Последний такой случай был на салициловом заводе. Мы предложили сделать систему аварийной вентиляции. Предложение было встречено с одобрением, оговорены сроки выдачи технического задания – две недели. Недели растянулись на... девять месяцев. А на наши постоянные напоминания руководители завода отвечали, что «через несколько дней все будет». Так эта задержка заняла больше времени, чем само выполнение задания. Но справедливости ради надо сказать, что таких случаев становится все меньше.
Нужно сказать еще об одном постоянном принципе ОКБ: мы беремся лишь за работу, не связанную с остановкой производства. Весь процесс внедрения проходит безболезненно для завода.
Юридической ответственности перед предприятием у нас нет. Но если мы беремся что-то сделать – а беремся после тщательного анализа задачи и своих сил, – то выдерживаем и сроки, и качество. Мы заинтересованы в самом серьезном отношении к бюро, а укреплять авторитет можем лишь практическими делами. За пять лет у нас была только одна неудача, да и то по причинам, не зависящим от бюро.
А зачем вообще нужно общественное конструкторское бюро типа нашего? Ведь существуют испытанные формы сотрудничества науки и производства, прямые связи институтов и заводов, нужно ли добавлять сюда третье звено – ОКБ?
Во-первых, любой НИИ каждую работу для завода должен включить в свой план, иначе это будет не деловое содружество, а пустой разговор. Планы составляются на несколько лет вперед, и корректировать их почти невозможно. Даже если завод добьется включения своей темы в план НИИ, ее решение может быть отложено на несколько лет. Группы ОКБ выполняют тот же проект намного оперативнее.
Во-вторых, НИИ может посчитать поставленную задачу мелкой для института, призванного заниматься глобальными проблемами. Вот тут и приходит на помощь ОКБ, выполняя текущие заказы.
И в-третьих, мы координируем действия молодежи многих организаций; можем, если нужно, привлекать к одной работе научные силы нескольких институтов. Это важнейшая функция ОКБ – связывать воедино весь комплекс научных организаций и предприятий района.
Хочется предостеречь от заболевания, если можно так сказать, гигантоманией. Помню, как один райком пытался создать у себя общественное конструкторское бюро. Комсомольцы пришли на предприятие, осмотрели его и заявили, что могут реконструировать весь завод до основания. В дирекции этот разговор совершенно справедливо сочли несерьезным. Подозреваю, тут сработало желание поскорей отличиться: дескать, если в Сокольниках реконструируют отдельные узлы, почему бы нам не заняться, скажем, изготовлением поточных линий? А в итоге не получилось ни того, ни другого...
Попробую сравнить реконструкцию с огромным полем. Основной «урожай» снимает с него комбайн – наши отраслевые институты. А за комбайном идет молодежь, собирает колоски – эти «колоски» и есть поле деятельности ОКБ, то, чем должны заниматься начинающие специалисты. Не нужно брать на себя роль комбайна...
Предвижу встречный вопрос: а каково моральное удовлетворение от такой мелкой работы? Ну, прежде всего не такая она и мелкая. Наше ОКБ уже принесло производству экономический эффект в два с половиной миллиона рублей. Один из результатов пятилетней деятельности – премия Московского комсомола в области науки, техники и производства.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.