Небезынтересно и то, что легкий шок, в который буржуазного обывателя повергло появление экстравагантных молодых людей, быстро прошел. Пожалуйста, вы можете не стричься, не мыться и ходить босиком – это ваше личное дело, все это вполне допускает «свободное» буржуазное общество, поскольку подобные выходки не затрагивают его основ и органично вписываются в существующую структуру. Благотворительность, на которую легко идет «высший свет», поставляя хиппи свои обноски, прекрасно устраивает обе стороны: одни демонстрируют свою добропорядочность в условиях современного буржуазного общества, другие, не задумываясь, идут на содержание к этому обществу – тому самому, против которого они вроде бы выступают. К тому же отношение буржуа к хиппи носит далеко не альтруистический характер: большой бизнес начинает налаживать массовый выпуск залатанных джинсов, разного рода побрякушек и амулетов, которые входят в большую моду, соответственно поднимаясь в цене.
Надо отметить и тот факт, что хиппи, не представляя мифический «класс молодежи», тем не менее образуют своеобразную группу. которую можно было бы определить как люмпен-молодежь. Как известно, люмпенские слои никогда не играли прогрессивной роли и нередко использовались буржуазией в борьбе против рабочего движения. И хотя хиппи ни в коем случае не являются какими-либо борцами (они сами подчеркивают свой «миролюбивый» характер), однако нельзя не видеть, что их движение, по существу, служит целям отвлечения молодежи от классовой борьбы. Оно также в определенной степени помогает буржуазии решить ряд других проблем, в частности проблему безработицы среди подрастающего поколения.
Это, разумеется, не значит, что хиппи целиком выступают как выразители интересов буржуазного общества. Противоречивость этого движения состоит в том, что, олицетворяя в специфической форме потребительские настроения буржуазии, оно стимулируется искренними попытками многих молодых людей бросить вызов системе капиталистического общества, ее духовным, нравственным и правовым нормам. Пример хиппи еще раз убеждает, что в сегодняшнем сложном мире отсутствие четкой классовой идеологии даже при наличии субъективно добрых намерений, может завести в тупик не только отдельных молодых людей, но и довольно значительные их группы.
Можно сказать, что ныне значительная часть молодежи Запада переболела «хиппо-манией». Движение хиппи в значительной степени можно отнести к прошлому, хотя и сейчас находятся молодые люди, которые видят в атрибутах хиппи какое-то подобие протеста против окружающей действительности. Но главная тенденция состоит в том, что все больше юношей и девушек начинают понимать социальные причины несправедливости и открывают для себя людей, которые имеют четкий и убедительный ответ на вопрос, какой должна быть жизнь молодежи. Этими людьми оказываются коммунисты.
Только коммунисты неутомимо и последовательно разъясняют молодежи действенные пути борьбы за создание подлинно прекрасного общества будущего, вскрывают ее ошибки. В. И. Ленин указывал на то, что молодым людям «надо всячески помогать, относясь как можно терпеливее к их ошибкам, стараясь исправлять их постепенно и путем преимущественно убеждения, а не борьбы». Руководствуясь этим советом, коммунистические партии развитых капиталистических стран ведут кропотливую работу среди подрастающего поколения, показывая, что только вместе с рабочим классом и другими прогрессивными силами молодежь может принять плодотворное участие в борьбе за лучшее будущее. Передовое общество возникает совсем не в результате ухода от сегодняшней действительности, а путем ее революционного преобразования. Только самоотверженная борьба за становление нового мира дает молодому человеку высочайшее удовлетворение.
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.