На фоне неба - громадная птица. Она низко присела, нахохлилась, угрожающе подняла крылья и клюв. Люди подле нее кажутся лилипутами. Это гидросамолет. Он может в бескрайнем море находить корабли, а в глубинах отыскивать подводные лодки, атаковать противника и спасать потерпевших кораблекрушение...
Сегодня он на суше. Приставные «ноги» - колеса - помогли ему выбраться из воды. И здесь около него суетятся, словно муравьи, мотористы и вооруженцы, прибористы и электрики.
На высоченной стремянке работают двое. Они подвешивают под широким крылом ориентирные авиабомбы.
Когда гидросамолет обнаружит подводную лодку, они будут сброшены. Ночью на воде вспыхнут огни, днем расплывутся ярко-зеленые пятна, хорошо заметные с воздуха даже в шторм.
Наконец закончены приготовления, принят боезапас, проверены многочисленные приборы. Автотягач берет самолет на буксир.
Кончилась бетонная полоса, впереди - море. Автомашина переходит к хвосту самолета. Теперь она то подталкивает его к воде, то сдерживает ускорившийся бег - дорожка идет под уклон. И вот уже гигантская птица плавно покачивается на волне. К бортам ее подходят две шлюпки, гребцы торопливо отдают крепления шасси и оттаскивают колеса в сторону. Буксирный катер легко уводит гидросамолет от берега. Тем временем тягач помогает матросам выкатить на берег остропленные тросами - колесные пары, Дружно работают морские авиаторы. Не успела первая машина уйти на предварительный старт, а на воду спускается следующий гидросамолет.
Внутри огромной машины очень тесно: вокруг множество механизмов, щитки с приборами, скорострельные авиапушки, радиоэлектронные станции, поисковая аппаратура. Вся машина разделена переборками на водонепроницаемые отсеки: в случае пробоины это поможет ей остаться на плаву. В каждом из отсеков хитросплетение трубопроводов и кабелей, тяг и расчалок.
Тишину разорвал гул мотора. Самолет двинулся и предварительному старту. За кормой потянулся белопенный след.
- К взлету готов - по радио сообщает пилот на командный пункт.
- Взлет разрешаю! Машина, содрогаясь всем корпусом, рванулась вперед, запрыгала по ставшим жесткими, как булыжник, волнам. Из-под днища поднялся раздробленный в пыль вихрь. Еще секунда, и гидросамолет оторвался от воды. Оставляя дымный след, машина заскользила над морем.
Долгие часы идет над водой самолет. Экипаж непрерывно осматривает воздух и море, напряженно следит за показаниями приборов. Может быть, где-то здесь движутся темные черточки кораблей, оставляя едва заметные следы кильватерных струй, или, скрытые толщей глубин, скользят подводные лодки «противника». В любую погоду никто и ничто не должно остаться незамеченным. Для этого гидросамолет и послан нести дозор в бескрайние просторы моря.
- Слева по курсу 30 градусов - цель! - докладывает оператор. - Предполагаю, подводная лодка!
- Понял. Выходим на цель!
Самолет стремительно сближается с кораблем «противника». Но лодка тоже обнаружила самолет и спешит скрыться.
- Подводная лодка погрузилась! - докладывает штурман.
- Ставим радиобуи! - решает командир. - Произвести расчет на постановку!
И вот один за другим сброшены радиогидроакустические буи. Они прослушают глубины и, как бы ни маневрировала подводная лодка, все данные о ней передадут на самолет. Отсюда сообщения поступят на корабли противолодочной обороны, на самолеты-торпедоносцы.
- Прослушиваю работу буя номер два! - сообщает штурман.
- Заходим для атаки! - отвечает командир.
А лодка тем временем стремится уклониться от преследования. Она то стопорит ход, то резко отворачивает в сторону. Но ни на секунду не теряют ее след авиаторы.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.