Три товарища окончили институт. Три товарища стали работать. Они впервые столкнулись с настоящей жизнью, ее трудностями, сложностями, впервые ощутили радость труда и вдохновение творчества.
О трех друзьях, наших молодых современниках, рассказывает первая повесть Василия Аксенова «Коллеги» {«Юность» №№ 6 и 7 за 1960 год). Повесть прозвучала свежо и современно. Видимо, получилось это потому, что в обычных и необычных ситуациях, описанных Аксеновым, действуют живые люди, близкие автору своим страстным, требовательным отношением к жизни. «Коллеги» насыщены большим раздумьем о советской молодежи наших дней.
Повесть автобиографична. Василий Аксенов, начинающий врач, после распределения работал в Ленинградском порту. Его однокашники, как и он, мечтали, много спорили, думали о будущем...
Широк масштаб проблем, поднятых в «Коллегах» . «Место в рабочем строю» , творчество и приспособленчество, целеустремленность и сомнения, большая любовь, непримиримость ко злу, великое значение труда - всем этим проблемам посвящено произведение молодого литератора. И несмотря на всю сложность задачи, стоявшей перед Аксеновым, он сумел объективно, в лучшем понимании этого слова, без позы и прикрас сказать не только о несомненных достоинствах поколения, вступившего в самостоятельную жизнь в середине 50-х годов, но и о недостатках, свойственных молодым людям. Главный из них, по мнению автора, - очень приблизительное знание жизни. Вот как думал о деревне один из главных героев: «Он считал сельской местностью дачный поселок Комарово. Два или три выезда « на картошку» не открыли ему лица деревни. Очень уж было « на картошке» весело и многолюдно, как на студии « Ленфильм» среди фанерных декораций. Мелькавшие в газетах статьи о тревожном положении в сельском хозяйстве он просматривал равнодушно: в ленинградских магазинах последние годы было изобилие продуктов» .
Идет спор о передвижниках и абстракционистах. Алексей Максимов, один из трех « коллег» , говорит: « А Пикассо и Матисс? Это - тоже искусство, готов драться за это. Но не каждый может провести грань между этими вещами. Мне тоже трудно провести. Для того, чтобы провести, нужно разбираться в этом» .
Во многом нужно еще разобраться. Но чтобы выбрать свой единственно верный путь в жизни, нужно проникнуть в ее сердцевину, нужно лучше узнать действительность. И не только по кино и книгам, а по людям, которые тебя окружают, по событиям, в которых ты участвуешь.
Мы знакомимся с героями повести в день распределения. И сразу выделяем неприметного парня - Зеленина. Первый его вопрос своему другу Максимову, заданный спокойно, без нажима, сразу же располагает в его пользу.
« - Я хочу жить взволнованно! - заявляет Максимов. - Все равно где, но так, чтобы все выжимать из своей молодости. Судьба сельского лекаря. Надо быть честным. Нас теперь научили смотреть правде в глаза... Какая нас ждет романтика? Вот если бы мне сказали: лезь в эту ракету, и тобой выстрелят в космос, и ты наверняка рассыплешься в прах во ими науки, - я бы только «ура» закричал. А когда мне толкуют, что мое призвание и долг - превратиться в Ионыча, тут уж нет, пожалуйста, не надо красивых слов! Приму, как неизбежность.
- А о больных, которые тебя ждут, ты не думаешь? - спросил Зеленин.
- О больных? - опешил Максимов» . Так начались их споры о распределении. Так началось распределение.
Так началась дорога в жизнь.
Какую дорогу ты выберешь, Саша Зеленин? Какую дорогу ты выберешь, Алеша Максимов, и ты, Владька Карпов?
Один из любопытствующих подходит к нашим друзьям.
« - Ну, орлы, а вы куда собираетесь?
- В Рио-де-Жанейро, - острит Карпов. Незнакомец спокойно говорит:
- Что ж тут смешного? Можно и в Рио-де-Жанейро. Мне нужны судовые врачи... Условиями будете довольны. В рейсах двойной оклад плюс валюта. Стол бесплатный. Для ознакомления поработаете несколько месяцев в порту, а потом в путь.
- Куда? - восклицает Максимов.
- Рейсы самые разные - Индия, Аргентина, есть и поближе - Лондон, Антверпен, Гавр. Ну?
- Согласен! - одновременно выпаливают Максимов и Карпов. Остальные задумываются.
- Полная деквалификация, - говорит Зеленин, - это же полная деквалификация, ребята...»
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.