За место в строю

Алла Киреева| опубликовано в номере №815, май 1961
  • В закладки
  • Вставить в блог

Мне здоровья своего не жаль.

Будь я проклят, если не достану

Эту убегающую даль!

Зеленин близок нам тем, что его естественное состояние - постоянное движение, стремление вперед, жажда борьбы.

Максимов в противоположность Саше входит в жизнь с недоверием, он еще плохо ее знает, но уже относится к ней скептически. Алексей еще не разобрался, что для него самое главное. Любит он очень многое:

« - Разве жизнь - только работа?... Есть другие великолепные вещи: музыка, стихи, вино, спорт, одежда, автомобили... горы, море, закаты, женщины...»

И вот Алешка Максимов, казалось бы, неисправимый скептик, сталкивается с жизнью вплотную. Хочется любить, а любовь приходит трудная, не такая, о какой он мечтал. Он любит женщину, удачно замаскировавшую свою маленькую мещанскую сущность. Вера прекрасно разбирается в жизни, она понимает, что семь слоников над диваном - мещанство, что более приятное впечатление она произведет, если будет бойко говорить о Врубеле, о Марке, Сезане, Матиссе. Ее мещанство имеет новую форму. Но сущность старая - собственничество. Что угодно: умные споры, диссертация, научная работа, - лишь бы закрепить собственность - уютную квартиру, «красивую» жизнь; в понятие собственности входит и добряк-муж. А любовь - это романтика, идеализм, любовь пройдет, когда они вместе будут считать копейки.

Со всем этим сталкивается Алексей Максимов. Круг его интересов гораздо шире, и его, пока еще неустойчивое понимание жизни все же правильнее. Максимова, как и его друзей, волнует вся жизнь, до мельчайших подробностей, и, главное, волнует искренне. Круг вопросов, обсуждаемых друзьями, широк; это вопросы, волнующие все поколение. От проблем коммунизма до современной моды, от Матисса до понимания гражданского долга. Все интересно подрастающему поколению, которое только начинает брать будущее в свои руки.

В конце повести мысли Максимова, которые, без сомнения, раньше воспринялись бы им самим как «полированные словесные булыжники» , убеждают читателя. Понимаешь, как нелегко шел Алексей к цели, понимаешь, что эта цель уже ясно видна. Автор показывает, как

сложно идут его герои от высокопарных слов к делам, к творческому труду. Вместе с ними борется Аксенов за то, чему Маяковский посвятил всю свою жизнь, - он стремится «сиять слова заставить заново» . «Мы идем, мы все в атаке, в лобовой атаке вот уже сорок лет. Мы держимся рассыпанной по всему миру цепью. Мы атакуем не только то, что вне нас, но и то, что у нас внутри поднимается временами. Уныние, неверие, цинизм - это тоже оттуда, из того мира. Это живет в нас, и временами может показаться, что только это и живет в нас. Нет. Потому мы и новые люди, что боремся с этим и находим свое место в рассыпанной цепи...»

Спасая своего друга Зеленина, и Максимов и Карпов поняли, что все только еще начинается, они ясно осознали свое место в рассыпанной цепи.

Местечко под солнцем и место в рассыпанной цепи. Так изменяются на протяжении повести взгляды Максимова.

Место под солнцем - как, в сущности, это ничтожно! Ведь это на самом деле тот же Ионыч, тот, кем боялся стать Алексей.

Место в рассыпанной цепи - как это огромно! Каждый из нас занимает свое место в этой рассыпанной по всему миру цепи.

Равнодушному человеку важно, чтобы ему было тепло, сытно, весело. Работа и борьба не для него.

А в нашем поколении нет равнодушных, мы помним тех, кто погиб на баррикадах Пресни, и тех, кто пал, защищая в сорок первом Москву. Мы думаем о тех, кто придет в мир, построенный нашими руками.

Мысль о взаимной ответственности поколений проходит через всю повесть. Каждый из основных героев постоянно обращается к ней. Наиболее ярко выражает ее Саша Зеленин. Все его поступки и дела подчинены этой мысли. Не случайно уже с первых строк повести, когда автор только знакомит читателя со своими героями, Зеленин в рассказе о себе сразу же сообщает нам о своих предках.

Это не те «предки» , которые кормят «чуваков» и «чувих» , дают им « монету» на «кабаки» , а те, которыми немного застенчиво гордится Зеленин. Это они научили его опытом своей жизни любить жизнь. Кто знает, может быть, благодаря им - магистру философии Петербургского университета, известному путешественнику, политзаключенному Шлиссельбургской крепости - сформировался Сашин характер. Он стремится во всем быть похожим на них и поэтому так упорно ищет свое место в жизни.

Жить для потомков... Строить коммунизм ради тех, кто придет, и во имя тех, кто погиб на Сенатской площади, на Пресне, у Зимнего, у стен рейхстага, во льдах Арктики.

Эта идея еще более полно раскрывается представителем поколения отцов, Егоровым: «Вот было сельцо Круглогорье, ходил народ на зверя, рыбку ловил, сделал революцию, прогнал белых, построил пристань, завод, новые дома, электричество провел, радио, стал поселок Круглогорье... Будет город Круглогорек. А наши дети тут атомную энергию в ход пустят. Эта непрерывная цепь уходит вперед, в грядущие годы, и я вижу, светлые, глазастые дома отражаются в теплой воде, по бетонированным магистралям стеклянные автомобили летят. Круглогорье! А что ты думаешь? Так и будет» .

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Солнце над Сакартвело

К 40-летию Грузинской ССР