К 70-летию со дня рождения Аркадия Гайдара
Всего около года прошло со времени издания моей книжки «Невыдуманная жизнь». Напомню читателям - это документальное повествование о школьных годах и боевой юности Аркадия Гайдара. Мне хочется рассказать о совершенно неожиданных, но радостных известиях, которые я получил от людей, нашедших себя в моей повести и сообщивших о встречах с Гайдаром...
Матвей Николаевич Куликов, ныне полковник в отставке, был призван в Красную Армию в начале 1920 года, а примерно через год военная служба привела молодого пулеметчика из Казанской губернии на Тамбовщину. Незадолго до его приезда произошел бой с бандитами, проигранный командованием 58 - го стрелкового полка. Командир полка, бывший царский офицер, не смог обеспечить победы... И вот однажды Матвей Николаевич увидел нового комполка.
«Молодой, очень даже молодой, но рослый, подтянутый, представительный... Все у него было ладно. Гимнастерка, ремни, сабля и, конечно, шпоры! В седле держался отлично».
И еще Матвей Николаевич рассказывает вот что:
«Вы же знаете, что в двадцать первом году в Поволжье голодали. И в моих родных местах был неурожай. Отец прислал мне телеграмму: умираем с голоду, приезжай. Что мне делать? Иду к командиру своей пулеметной команды, а он мне говорит: «Сам я тебе отпуск дать не имею права, попробуй, Куликов, сходи к командиру полка... Может, и выйдет что...» Было это, помнится, в августе. Я знал домик, где квартировал командир полка. Вхожу. За столом сидит Голиков. Похоже, отдыхал. Встал по форме, докладываю:
- Командир пулеметного взвода Матвей Куликов. Прибыл по личному вопросу. Разрешите обратиться?
Вынимаю из гимнастерки отцовскую телеграмму, рассказываю о беде на родине.
- Дайте телеграмму!
Прочитал, задумался... А потом как - то совсем не по - командирски, спокойно, доброжелательно стал говорить о сложности обстановки, в которой находится полк... Я сделал еще одну робкую, почти безнадежную попытку уговорить комполка. Голиков задумался и вдруг спросил:
- Сколько вам нужно времени на дорогу? Стою, прикидываю в уме, знаю, что поезда ходят медленно, не по расписанию.'
- Суток десять, товарищ командир полка! Улыбнулся командир и прямо на телеграмме написал: «Разрешаю пятнадцать суток. Голиков». Я бегом в штаб оформлять отпуск. Захватил с собой пару буханок хлеба, сам в дороге питался чем бог пошлет. Невеселым получилось мое свидание с родной семьей. И ночевал - то я дома, помнится, всего одну ночь, - все боялся опоздать в полк и обмануть доверие».
Я уже сообщал в своей публикации в журнале «Смена» № 4 за 1973 год о том, как удалось по архивным документам установить, что Аркадий Голиков осенью 1921 года около полутора месяцев воевал в Башкирии против бандитских отрядов. После этого был найден и бывший командир частей особого назначения (ЧОН) Башкирии товарищ Опарин Никита Степанович, член партии с 1917 года, участник гражданской войны, делегат XI, XIV и XV съездов партии, бывший директор Воскресенского химкомбината. Живет он и ныне в городе Воскресенске, Московской области. То, что я уже писал, повторять не буду. Интересно, как развивались события дальше. А было вот что... Поехал Никита Степанович, несмотря на свой преклонный возраст, в Башкирию, поездил по родным местам, вспомнил, где воевал, нашел в Стерлитамаке дом, в котором был штаб Чана, куда в те далекие годы приходил к нему комбат Аркадий Голиков. Большую помощь Никите Степановичу оказали юные следопыты. Был организован пионерский штаб «Гайдаровец». А 30 июня 1973 года на доме № 88 по улице Карла Маркса состоялось торжественное открытие мемориальной бронзовой доски с изображением всадника и надписью: «В 1921 году здесь в штабе ЧОН Башкирии находился командир 3 - го Коммунистического батальона Аркадий Гайдар (Голиков)».
Встреча третья и, вероятно, самая необычная, самая удивительная. Василий Николаевич Донников, в прошлом журналист, прислал мне из Куйбышева письмо, в котором писал, что «узнал и нашел себя» в моей книге. Там есть эпизод, где банда Соловьева, орудовавшая в Сибири, ограбив золотоносный рудник «Богомдарованный», хотела напасть на обоз с хлебом, который везли тогда из Красноярска для рабочих рудника. Банда была большая. Самостоятельно с ней справиться почти безоружные рабочие и небольшой отряд бойцов, охранявших рудник, были не в состоянии. Руководство рудника решило обратиться за помощью к командиру батальона частей особого назначения Голикову. Письмо с донесением и просьбой о помощи направили комбату с нарочным. Так вот оказалось, что этим самым нарочным и был Василий Николаевич Донников.
... Произошло настоящее сражение, которым руководил сам комбат. Бандиты были разогнаны, частично уничтожены, а хлеб прибыл на рудник.
Можно было бы и закончить рассказ об этой истории, если бы не еще одно обстоятельство. С 1927 по 1930 год В. Н. Донников работал в архангельской газете «Правда Севера». Там же в эти годы был сотрудником газеты Аркадий Гайдар. Они дружили, жили в одном доме, иногда и в одной комнате, ежедневно виделись, но случилось так, что ни разу не заговорили о нелегких днях и делах, связанных с далекими сибирскими селами Ужур, Чебаки, с рудником «Богомдарованный»... Василий Николаевич не хотел быть назойливым, все ждал, что бывший комбат сам разговорится, но Аркадий Петрович вообще не любил рассказывать о своих военных делах...
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.