Фестиваль искусств «Русская зима»

И Адов| опубликовано в номере №926, декабрь 1965
  • В закладки
  • Вставить в блог

Прежде чем рассказать о той программе, которой посвящены мои заметим. не хочется привести цитату из полузабытой статьи А. В. Луначарского, написанной им в 1919 году для «Вестника театра» (№ 3) и названной «Задачи обновленного цирка»: «Если вы будете говорить... о цирке, вы рискуете натолкнуться на презрительную гримасу. Ведь это искусство для Ванек... Это, так сказать, искусство третьего сорта, махорочное, маргариновое, даже развращающее народ... Надо суметь радикальнейшим образом покончить с этой пошлой точкой зрения...»

И заканчивал свою статью А. В. Луначарский страстным призывом: «Побережем традиции циркового мастерства, придем на помощь труженикам цирка, людям огромной преданности своему делу, напряженной работы над собой. Очистим их искусство от грязи, удалим из него постепенно всякие безвкусные трюки и оставим за цирком его великие задачи: демонстрировать силу, ловкость, отвагу, возбуждать смех и восхищение блестящим, ярким и преувеличенным зрелищем».

Прошло с той поры сорок шесть лет, советский цирк завоевал признание на всех континентах, где гастролировали наши мастера.

Несколько крупных иностранных импресарио, побывав у нас, уже успели познакомиться с первым в мире «Цирком на льду» - новым изумительным достижением советского искусства. Они не только пришли в восхищение, но, как деловые люди, поспешили уже заключить контракты на его гастроли в некоторых странах Европы.

Трудно переоценить меру новаторства, подлинного открытия в сфере искусства, каким является первый в мире «ледовый цирк»: на коньках работают акробаты и гимнасты, вольтижеры и эксцентрики, дрессировщики и музыканты, конферансье и клоуны, униформисты и даже... звери!

Не так легко представить себе, что почти все виды и жанры перенесены с опилок цирковой арены на лед, а между тем это дерзкое новаторство открыло совершенно новые и, прямо скажем, непредвиденные перспективы. Они предъявили и новые требования к артистам. Требования небывалые, но осуществимые.

... Вихрем промчалась на коньках четверка девушек, совершая блистательные виражи, сложнейшие пируэты, и вот они уже, оторвавшись ото льда, взбираются по. вертикальным канатам к куполу и выполняют там серию гимнастических упражнений. Вы видели сальто-мортале на обычном манеже? Это ведь не так уж просто. А Валентина Ямщикова - первая в мире девушка, выполнившая этот трюк на коньках! Жонглеры - на коньках, прыгуны на батуте - на коньках, темповые акробаты - на коньках.

Артист на льду не может выполнить обычный трюк, не будучи при этом безукоризненным конькобежцем, мастером фигурного катания. Отсюда и необыкновенно важный новый фактор - стремительность всех его действии. Нельзя пройти от форганга к центру манежа обычным шагом, нельзя мерно и неторопливо разыгрывать клоунскую интермедию, нельзя конферансье, классическому шпрехшталмейстеру во фраке (пусть даже на коньках), внушительно и солидно объявлять номера. Здесь стремительность - закон, и в этом законе удивительная прелесть всего зрелища. В цирке на льду артистов не представляют. Они появляются, вызываемые самим сюжетом, на котором построена программа. В быстрой смене впечатлений и состоит специфичность и редкая красочность ледовой премьеры.

Есть в программе номер, обозначенный скупо и неприметно: «Соло на трубе». О нем немало еще напишут специалисты-музыканты, спортивные тренеры, а вероятно, и физиологи. Игорь Ямпольский - редкое дарование. В нем сочетаются талантливый трубач и великолепный мастер фигурного катания на коньках. Непостижимо, как, делая сложнейшие и красивейшие фигуры на льду, отмеченные тонкой пластикой, он при этом исполняет концерт Ю. Сеульского. Здесь поражает не только владение «двумя дыханиями» (бег и духовой инструмент), но та гармония, в которой сливаются спорт и искусство, рожденные артистизмом и безукоризненным художественным вкусом.

Кстати, этими достоинствами отличаются почти все номера программы. Выверенные опытной рукой такого знатока цирка, как Арнольд Григорьевич Арнольд, номера построены не на штукарстве, не на нарочитом фокусничестве, а на полном согласии кодексов спортивного и художественного творчества.

В пересказе неизбежно гаснут краски живописного и эффектного зрелища. Но еще об одном номере рассказать необходимо.

Сначала я познакомился с его автором - Анатолием Майоровым, а потом уже увидел, чего сумел добиться двадцатипятилетний дрессировщик. Думаю, что он уже обрел право именоваться обязывающим званием мастера дрессуры.

Вот уж никак не поверишь, что двухлетний медвежонок Кузьма обучается всего один год - половину своей жизни. Он бегает на коньках не для того, чтобы веселить публику. Перед ним ясно поставленная задача - забить шайбу в ворота противника, и он со всем пылом своей юной души носится с клюшкой по льду, старательно целится и ни разу не ударяет по пустому месту. В азарте он часто вырывает шайбу не у противника, а у своих и загоняет ее порой и в свои ворота, но зато с какой покоряющей страстью он это делает, с какой восхитительной спортивной целеустремленностью!

Кузьма и три его ровесника образуют хоккейную команду на льду. Медвежата на коньках! Не это ли вершина дрессуры! Есть у Майорова еще четыре взрослых медведя, они тоже на коньках, и интермедии, которые они разыгрывают на льду, превосходны, но малыши с клюшками! - столько хохота в зале никто еще не вызывал.

Программа «Цирка на льду», обширная и многожанровая, готовилась свыше двух лет. Для того, чтобы сформировать труппу, Союзгосцирк, объявивший специальный конкурс, отобрал 50 юношей и девушек из 3 500 претендентов. Вот где поистине рекордный наплыв талантов. И все это молодость, свежесть, покоряющая своей увлеченностью, романтическими устремлениями, щедростью нерастраченных сил, влюбленностью в искусство.

Большинство принятых в ансамбль едва перешагнуло порог двадцатилетия. Почти все они комсомольцы. Многие либо уже получили высшее образование, либо учатся заочно в вузах - будущие инженеры и математики, лингвисты и историки. Продолжая учебу, они с радостью постигают и искусство цирка, мастерство фигурного катания на льду.

Юность не знает усталости, она - в пути, в поиске, без которого нет творчества.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены