Портреты царицы Нефертити

В Павлов| опубликовано в номере №926, декабрь 1965
  • В закладки
  • Вставить в блог

Три с половиной тысячи лет протекло со времени создания скульптурных портретов царицы Нефертити. Через века и тысячелетия прошли образы великого искусства Древнего Египта. Они пленяют современного человека созвучными образами и чувствами. Таков удел подлинно большого искусства, рожденного гением человека.

Я буду говорить здесь не только о прославленном раскрашенном портрете Нефертити, но и о некоторых других скульптурных портретах царицы, по-своему, быть может, не менее значительных.

Почему возникли столь значительные и вдохновенные явления в египетском искусстве начала XIV века до нашей эры?

Фараоны периода Нового царства- то есть середины второго тысячелетия до н. э. - вели широкие завоевания государств Передней Азии. Одновременно шло завоевание Нубии и подчинение островов Средиземного моря. В своих походах египетские цари опирались на военную знать и жречество, которое они одаряли земельными угодьями и всяческой данью, получаемой из завоеванных стран. Среди возводимых величественных по архитектуре и убранству памятников особенно выделялись святилища верховного бога Амона Ра в Фивах - столице периода Нового царства. Чем больше экономически крепла рабовладельческая знать и жречество, тем больше приобретали они политических прав, становясь грозной силой, противостоящей царской власти. Конфликт разразился на рубеже XV и XIV веков до н. э.

Юный фараон Аменемхет IV, опираясь на средние слои населения, провел религиозно-политическую реформу, утвердил новый культ бога Атона - всеми видимого солнечного диска. Это учение о единобожии нанесло тяжелый удар по консервативному фиванскому жречеству. Храмы, почитавшие старых богов, закрывались, их имущество конфисковалось. Ломка старых устоев касалась не только религиозно-культовых представлений, но самых разных областей жизни. Изменилось даже имя царя, который отныне стал называться Эх-натон, что означает Дух Атона. Столица была перенесена на новое место, расположенное в 300 километрах южнее современного Каира. Город получил название Ахетатон, то есть Небосклон Атона. Трудно даже представить, с какой быстротой возник новый город с его храмами, ярко расписанными дворцами, жилыми домами.

Лучезарному солнцу Атона был посвящен и гимн - одно из вдохновеннейших литературных созданий древневосточной лирики. Гимн этот- хвала природе во всем многообразии ее проявлений, форм, голосов и красок. Вслушайтесь в эти строки: «Деревья и травы зеленеют; птицы летают в своих болотах; крылья их величают дух твой; скот скачет ликуя и птица порхает - все живет, когда ты смотришь на них. Корабли плывут вверх и вниз: все пути открыты при сиянии твоем; рыбы речные скачут пред тобою; лучи твои проникают в глубину морей. Ты производишь потомство людей, оживляешь ребенка в утробе матери, успокаиваешь их, чтобы они не плакали...» Кончается гимн такими словами: «Сотворил ты небо пространным, чтобы сиять на нем и обозревать все, что сотворил. Ты сияешь в образе Атона: все глаза обращены к тебе, ибо ты дневное солнце над землей».

Лучшей иллюстрацией к этим строфам могут служить росписи во дворцах, гробницах и частных жилищах города Ахетатона. Полы царского дворца расписаны пышной растительностью; мы видим здесь диких уток, вылетающих из зарослей папирусов, и бегущих галопом бычков.

Политическая реформа Эхнатона, направленная против рабовладельческой аристократии и старого, консервативного жречества, повлекла за собою не только ломку старых представлений, но и установление иного уклада жизни в новой столице. Элементы демократизма и гуманистического отношения к человеку проникают в искусство этого времени. Царь не трактуется больше как неприступный, обожествленный фараон. Он человек. На рельефах и росписях он изображается в кругу своей семьи. Он ласкает своих детей, или вместе со своей женой Нефертити бросает с высоты балкона драгоценные подарки своим подчиненным, или мчится с царицей на колеснице.

Сейчас город Ахетатон чаще называется Амарной, по современному названию поселения, возникшего на месте древней столицы Эхнатона. Больше того: весь этот период семнадцатилетнего правления Эхнатона в начале XIV века до нашей эры часто называется Амарнским.

Амарнское искусство - высшая точка в развитии всей древнеегипетской культуры периода Нового царства. Оно собрало в себе лучшие достижения искусства предшествующего столетия и вместе с тем согрело его теплом человеческих чувств и невиданной раньше прелестью.

В особенности это относится к тем сценам из семейной жизни фараона, где он изображен с царицей Нефертити в окружении своих дочерей. Каким теплым ощущением жизни проникнуто на одной из росписей дворца изображение двух беседующих царевен, сидящих на узорчатом ковре! Как красочна эта композиция! Здесь не забыты традиции декоративного искусства Древнего Египта и вместе с тем как много в ней жизненной правды. Еще трогательнее сцена сидящих царя с царицей на рельефе из гробницы Мерира. Царица Нефертити протягивает фараону чашку с вином, а рядом стоят две ее крошечных дочки. Но встречаются и композиции, проникнутые подлинным трагизмом. Таков, например, рельеф, изображающий смерть царевны Ма-кетатон. Над мертвой царевной горестно склоняются Эхнатон с Нефертити. Их позы с высоко поднятыми руками полны скорби.

Несомненно, Нефертити была не только любимой женой Эхнатона, но и близким другом, тонко понимавшим его духовные устремления.

Все дошедшие до нас скульптурные портреты царицы проникнуты высокой человечностью и той реалистической правдой, которая требует большого художественного обобщения.

Портрет Нефертити в высоком головном уборе был найден при раскопках Амарны в 1912 году. Здесь была обнаружена целая скульптурная мастерская. Находки в этой мастерской позволили проследить весь процесс работы мастера, начиная с изготовления гипсовых слепков, последующей их обработки и кончая созданием скульптурных портретов в камне. Среди множества обломков в мастерской был найден и кусочек крышки из слоновой кости с именем «начальника работ скульптора Тутмеса». Видимо, он был главным придворным мастером и автором портрета Нефертити в высоком головном уборе, ибо этот памятник, конечно, был создан гениальным художником.

Все совершенно в этой скульптуре: и гармония всей композиции, и изысканность линии силуэта, и мягкая перетекаемость форм лица, и гармоничные сочетания красок. Высокий головной убор царицы окрашен в синий цвет, считавшийся в Египте цветом волос божества. В обвивающей головной убор ленте перемежаются коричневато-красные, светло-зеленые, синие и желтые тона. Они воспроизводят цвет природных камней: сердолика, полевого шпата и ляпис-лазури, которыми, вероятно, украшались в действительности подобные ленты. Желтая диадема с венчающим ее на лбу уреем - священной змеей коброй, - конечно, в натуре была сделана из золота. Ведь именно таким ярким, буквально солнечным цветом будут озарены несколькими годами позже золотые саркофаги и маска царя Тутанхамона - одного из преемников Эхнатона.

В мастерской Тутмеса была найдена еще одна незаконченная портретная голова царицы Нефертити. Скульптор по какой-то причине не успел закончить свою работу над портретом. В нем недоработаны уши и не закончена полировка камня, сохранившего свою первоначальную шероховатую поверхность. Быть может, эта сохранившаяся природная фактура камня - кристаллического песчаника очень теплого коричневато-палевого цвета - и придала головке царицы особое очарование. Глаза еще не вставлены, головной убор отсутствует, скульптура не раскрашена. Только слегка нежно-розовым цветом окрашены губы и тонкими темными линиями обрисованы веки глаз, брови и две морщинки на шее, характерные в портретах Нефертити.

Головка царицы из песчаника явно изображает ее в ранней юности. В высоком же синем головном уборе- несколькими годами позже. По стилю оба портрета различны. Портрет в высоком головном уборе в особенности пленяет красотой линий силуэта, пластичностью формы и законченностью образа. Это придворный и в какой-то мере официальный портрет царицы. Головка же из песчаника кажется более интимной и лирической. В ней с большей теплотой и проникновенностью передан непосредственный замысел художника. Трудно сказать, созданы ли обе скульптуры разными ваятелями или одним и тем же мастером, работавшим в разной манере. Так или иначе, перед нами образцы очень высокого искусства.

В раскопках 1922 года в одной из древних мастерских Амарны была найдена еще одна портретная голова Нефертити из песчаника. Печать подлинного вдохновения и большого мастерства лежит и на этом памятнике Амарны.

После смерти Эхнатона в середине XIV в. до н. э. наступила реакция. Старая рабовладельческая знать и фиванское жречество снова взяли власть в свои руки. Город Ахетатон был заброшен. Стали оживать традиции старого искусства. Однако то вечное и новое, глубоко человечное, что было провозглашено искусством Амарны за столь краткий период его развития, продолжало жить и позже в египетском искусстве, вплоть до встречи его с другим великим искусством - античной Греции.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены