– Принял к исполнению, – засмеялся Алексей и исчез так же внезапно, как и появился.
– Это мой зам Леша Голованов, – неожиданно грустно сказал Володя. – Прирожденный строитель, хотя до БАМа никогда на стройках не бывал. Жаль, уходит.
– Почему?
– Вырос. А хороших бригадиров на стройке не хватает. В составе первых отрядов, приехавших на строительство
Байкало-Амурской магистрали, квалифицированных строителей было мало. Поэтому многим добровольцам пришлось поменять профессию. Но это же не так просто, одного
желания, конечно, маловато, нужны знания. Курсы типа мучицинских не могли решить этой проблемы в целом уже хотя бы потому, что не в каждой бригаде был свой Мучицин, человек, умеющий и любящий учить. Готовить квалифицированных строителей решили централизованно, и в Тынде выросло здание учебного комбината. Есть здесь технические классы, где можно научиться вести кладку, штукатурить, белить, красить, собирать звенья и укладывать рельсы. Молодые строители изучают материаловедение, производство различных строительных работ, технику безопасности, экономику строительства – словом, все необходимое, что нужно квалифицированному рабочему. Уже свыше двух тысяч выпускников тындинской «академии», как окрестили бамовцы свой учебный комбинат, работают на разных участках магистрали.
– Мне дважды довелось сидеть за партой в нашей «академии», – рассказывает бывший рабочий минского радиозавода имени 50-летия КПБ Олег Лагуновский. – Сначала получил здесь специальность плотника, а через год меня направили на полуторамесячные курсы бригадиров. Изучал основы управления и организации строительства, экономику и технологию, право и эстетику. Вы насчет эстетики не удивляетесь? А я поначалу удивлялся, но вскоре понял, что строить надо не только быстро и прочно, но и красиво.
Тында обещает стать одним из самых красивых городов Восточной Сибири и Дальнего Востока. Он и проектировался. исходя из требований не только дня сегодняшнего, но и завтрашнего. Проект новой Тынды создал Московский научно-исследовательский и проектный институт типового и экспериментального проектирования в содружестве с коллективом Московского домостроительного комбината № 1 и управлением «Моспроект-1». Новоселы Тынды получат ключи от квартир со всеми удобствами в многоэтажных домах. Основой их планировки послужила одна из лучших серий домов, выпускаемых московскими домостроителями. Только серия эта значительно переработана, приспособлена к местному климату. Строительство жилых комплексов спланировано так, что в холодное время года жители всех микрорайонов могут, не выходя на улицу, по специальным галереям пройти в детский сад, магазин или прачечную. Москвичи не только создали проект нового города, но и сами строят его.
– Монтаж двух первых девятиэтажных домов мы закончим ко дню открытия XXV съезда КПСС, – сказал мне прораб Николай Дубасов.
До этого знаменательного события оставалось менее двух месяцев, а мы с Николаем стояли на земле, и нам не приходилось поднимать голову вверх, чтобы увидеть ход строительства, – работы еще шли на нулевом цикле. И я напомнил об этом молодому прорабу. Коля обижаться не стал, а в доказательство своей правоты показал мне один очень ответственный документ. Это были социалистические обязательства бригады Анатолия Гусева, принятые в честь съезда партии. В обязательствах стояла все та же дата: 24 февраля 1976 года. И был этот документ скреплен подписями всех членов бригады.
– Конечно, сроки очень сжатые, – подтвердил Дубасов. – Но я не помню случая, чтобы Гусев не сдержал своего слова. А мы вместе с ним строили и в Ташкенте, и в Тольятти, и в Набережных Челнах, и теперь вот в Тынде. И рабочие «Главмосстроя» повсюду держат столичную марку, работают самоотверженно и мастерски.
Да на БАМе по-другому, наверное, и нельзя работать: ни собственная совесть не позволяет, ни товарищи по бригаде. Халтурщиков, лентяев, крикунов здесь распознают быстро. Но так же быстро приходят на помощь человеку старательному, преданному делу.
Московские строители появились в Тынде в августе 1975 года. Менее чем за пять месяцев они построили жилой поселок, промышленную базу, крупный бетонный завод, мощную котельную...
– Мы взяли хороший разбег, заложили прочный фундамент для развертывания строительства в десятой пятилетке, – говорит начальник управления «Главмосстроя» на БАМе Юрий Григорьевич Коростышевский. – В ближайшие пять лет нам предстоит сдать в эксплуатацию около ста пятидесяти тысяч квадратных метров жилья, шесть детских садов, три школы, магазины и прачечные, поликлинику и больницу, кинотеатр и спортзал, библиотеку и железнодорожный вокзал. Кроме того, необходимо проложить все городские коммуникации, что, учитывая вечную мерзлоту, не просто и для таких опытных строителей, как москвичи. Но смею вас заверить, уже в этой пятилетке здесь вырастет город, которому будет не стыдно показаться и в двадцать первом веке.
Вдоль второго Транссиба вырастет немало новых городов и поселков, и строители БАМа стремятся сделать их не только удобными для жизни, но и красивыми.
Первое комсомольское собрание в новом строительно-монтажном поезде № 571 проходило в заснеженной тайге у рабочей схемы временного поселка Улькан. Решение первого собрания комсомольцы выполнили немедленно: обвязали красными ленточками все деревья, взятые под комсомольскую охрану. Так родилось на трассе движение «Сохрани березку», воспитывающее бережное отношение к родной природе. И вовсе не случайно именно поселок Улькан занял первое место в первом смотре-конкурсе на звание самого красивого поселка магистрали. Почин ульканцев подхватили все строители трассы, и теперь у Улькана появились серьезные соперники: Северобайкальск в Бурятской АССР и Могот в Амурской области, Лиственный в Хабаровском крае и Нагорный в Якутской АССР...
К Нагорному мы подъезжали поздней ночью. Наш «газик», кажется, пробирался на ощупь по тяжелой дороге через горные хребты, свет его фар то упирался в каменные уступы скал, то терялся в далеких ущельях. Шофер еще в Тынде был против этой поездки и мрачно молчал всю дорогу, а мы только сейчас поняли, насколько опасен ночной бросок через Становой хребет, но возвращаться уже не было смысла, и в машине царило тягостное молчание. И, быть может, оно продолжалось бы до конца пути, если бы не великое таинство природы. На самой вершине хребта шофер вдруг радостно вскрикнул, «газик» заскрипел тормозами, и через мгновение мы уже выскочили из машины, жадно всматриваясь, как далеко на севере по всему горизонту трепетали разноцветные сполохи света.
– Сколько здесь работаю, а впервые вижу северное сияние! – кричал наш степенный шофер, подпрыгивая, как мальчишка. – Хорошо, что вы меня не послушались!
Минут через тридцать, когда последние сполохи пробежали по краю неба, мы снова забрались в теплый «газик» и весело покатили вниз.
А утром над Нагорным стояла огромная – вполнеба – радуга, и поселок, укрытый снегами, залитый ярким солнцем, сверкал, как новогодняя игрушка.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.
Рассказ о делегате XXV съезда Партии, бригадире монтажников ИССО Леониде Казакове и его товарищах – коммунистах, тех, кто два года назад повел за собой молодежь на трудное и великое дело – строительство Байкало-Амурской магистрали
Рассказ