Улице нет конца, и фонарей нет - темно, глаз коли. Очень далеко, когда мастерские остались позади и пошли полотна черной пустой земли, услышал Андрейка осторожный, короткий свист.
Ответил и остановился.
- Теперь в обход, - шепчет Антон: далеко зашли, поздно, - должно быть. Ну, шлепай за мной, потарапливаться надо. А ты герой, я все время думал - задашь деру. Чисто мы дело сделали.
Андрейка молчит. Он целится глазами в каждую особенно темную точку, спотыкается о тумбы и, прислушиваясь, как стучит сердце, вытягивает руки вперед, робея, помимо воли, перед пустотой ночи.
Перешли одну улицу, другую. Андрейка сбился окончательно и не может разобраться в знакомой ему местности.
Сознание подсказывает ему, что только сейчас вот он делал какое - то большое и таинственное дело; эта таинственность увлекала его. Он представляет себе злобу врагов, когда они увидят разбросанные Андрейкой прокламации. О - хо - хо. Здорово. Враги казались ему в виде толстомордых городовых, каких он часто наблюдал на перекрестках улиц, и еще царя. Андрейка царя не видел, но воображение рисовало перед ним самого жирного городового из всех им виденных. Росту царь должен быть никак не меньше фонарного столба.
Антон, все рабочие и та, похожая на невесту, Надя - против этого царя. О! Они победят. Андрейка в этом уверен. Он увлекается и продолжает размышлять дальше: Ничего, что городовые стреляют, казаки порют нагайками. Рабочие соберутся - городовых на цепь, царя на веревку, и по Тверской: что попался? Ага, мы тебе зададим...
Конец улицы. Неожиданно сильный толчок, и Андрейка летит в сторону, ударившись о ворота. Слышится лошадиный храп, над головой что - то свистнуло. Колкая боль резнула ухо и плечо, невольно взвизгнул, перевернулся, вскочил на четвереньки, сделал прыжок и провалился в подворотню.
Щелканье подков о камни, пугающее фырканье лошадей, чей - то заглушённый крик и ругань - все позади.
Не чувствуя под ногами земли, Андрейка мчался по незнакомому двору, рискуя разбиться о стены. Двор делал неожиданные крутые повороты, Андрейка падал, поднимался и опять бежал. В конце двора наскочил с разлета на высокий забор, хотел повернуть обратно и тут же почувствовал, что кто - то бросился на него сбоку, ухнул в уши злобный и хриплый лай, выше голенища сапога ожог. Загрызет окаянная, - мелькнуло опасливо в голове.
Одним прыжком вскочил на собачью будку, вытянулся, достал вершину забора, дрыгая ногами, перемахнул, не рассуждая, на другую сторону и очутился на крыше какого - то сарая. Пробежал по плоскости, хотел обернуться, но, поскользнувшись, съехал по скату вниз и бухнулся прямо в широкую кадку с водой. Кадка опрокинулась. Андрейка зачерпнул в сапоги воды, кинулся в сторону между уснувших прокисших в сырости деревянных домишек заднего двора.
Беглец слышит за спиной тяжелый топот. Ноги начинают работать со скоростью мотора, дыханье перехватило, ворот рубахи становится тесным. Запутавшись в непроходимой чаще перепутавшихся домов, сарайчиков и заборов, Андрейка, зацепившись о бревно, падает обессиленный в кучу мусора.
- Куда ты к чертям скачешь? - слышится над его головой знакомый голос.
- Антон, ты - ы?
- А то кто - же. Что думаешь, патруль за тобой гонится? Ну и прыток же ты, еле догнал.
- Где мы?
- Очумел со страху? Двор перейдем, и Тишинский. У себя, брат, не бойся.
Андрейка, тщетно пытаясь что нибудь разглядеть, стоял, ощупывая ушибленные места и отряхивался.
Антон чиркнул спичкой, закурил.
- Ладно тебе туалет наводить, пойдем, ребята заждались, поди, собрались давно.
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.