О рассказе «Обратно пропорционально». - Художественное произведение- литература существенно отличается от публицистики своим приемом убеждать. Публицистика через доказывание показывает (убеждает), литература, наоборот, через показывание доказывает. Убедительная художественно-красноречивая картина, а не длинные общественно-приятные разговоры, вот оружие и прием рассказа. Автор этим оружием не пользуется.
И. УТКИН.
«Пьянка» - Девиз: «Под красным стягом».
Семьдесят - восемьдесят незаконченных предложений, претендующих на название рассказа - далеко не рассказ. Мертвый диалог, сраженный дешевой стилизацией босяцкого жаргона, только усиливает недоумение читателя по отношению ко всему художественному замыслу в целом. Рассказ неизлечимо плох.
«Гришка Матерный». - Г. Лебедев. - При всем желании моем указать недостатки т. Лебедеву, невозможно, ибо рассказ его не имеет ни одного достатка. Следует ли продолжать писать т. Лебедеву? Покуда не следует.
«Васька Кокорин» - рассказ С. Субботина. - Главный недостаток рассказа, вернее незначительного эпизода из жизни уездного клуба РЛКСМ - это мелочность замысла и преднамеренная тенденция. Автор медленно и скучно рассказывает о том, как комсомолец Кокорин во время каникулярного отпуска берется поднять работу в клубе, но, случайно встретившись с комсомолкой Григорьевой, заводит с ней разговор о «поцелуях» - и вдруг становится роковой жертвой последнего. Но этим дело не заканчивается. Автор не решается оставить комсомольца в таком затруднительном положении. «Как же это, - скажет комсомольский читатель, - вы осмелились, т. Субботин, погубить бравого комсомольца?» И т. Субботин, кряхтя, тащит его в чистилище. Автор плохого мнения о своем читателе. Я того же мнения о его рассказе.
«Проигрыш» - рассказ Д. Гребенщикова. - Несомненно, что рассказ является близнецом рассказа тов. Субботина. Все недостатки его того же характера, и снова перечислять их - лишняя трата времени. Автору следует покуда поменьше писать и побольше читать.
М. Голодный.
«Из мрака к свету» - Мухлынина.
Рассказ, агитирующий за кооператив. Село Угри - далекая сибирская окраина, где властвует кулак Потапов. Но вот является вернувшийся со службы красноармеец Савелов, и вся жизнь села пошла по иному, лучшему пути. В рассказе, что ни слово, то трафарет, трескучие фразы и проч.
Автор не умеет даже построить предложения, и всюду замечается невязка и сбивчивость.
2. «Ненастоящие» - Инякина.
Автор пытается разрешить одну из задач полового вопроса «что можно и чего нельзя». Задача оказалась не по плечу, рассказ никаких новых истин не открывает, к тому же манерность письма губит все.
Выверты, вроде: «червотой кишит народ», «охмыленное здание», «веник упал в обморок», «веник молчал» - все это сплошная надуманность, желание щегольнуть образом. Плохо.
3. «Сорная трава» - Малкина.
Рассказ о том, как комсомолец украл электрическую лампочку, но об этом можно только догадываться, из рассказа же совсем не видно, кто кого украл: комсомолец лампочку или лампочка комсомольца. Постановление ячейки об исключении Краевского ничем необъяснимо и бездоказательно, всюду недомолвки и неясности.
4. «Весной» - Л. Матвеева.
В весенние дни комсомолец Васька соблазнил комсомолку Катю. Прошло лето, возвращается Васька, но не один, а с другой комсомолкой Марусей. Катя не пережила Васькиной измены и повесилась.
Тема избитая по известной песенке: «Маруся отравилась». Обычная в низах мещанства, и совсем непонятная в среде комсомола.
Г. НИКИФОРОВ.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.