– Приходит как-то Рая Степаненко после очередного посещения детского дома: «Девочки, что делать будем, совсем наш класс разболтался, у пятерых двойки за четверть назревают». А у нас самих с выполнением плана трудности
возникли, к подшефным реже стали заходить. Но раз такое у ребят, объявили, конечно, аврал. Чуть не каждый день дополнительно приходили с ними заниматься. Двойки наши дети исправили. Началась новая четверть, опять жалобы: плохо себя ведут, у каждого второго замечание в дневнике. Тогда состоялся у нас серьезный разговор: «Вы что же, дорогие, забыли, что наш цех – коммунистического труда и мы с вами соревнуемся? А если не забыли, то почему же своим поведением и учебой бригаду подводите? Придется вызвать весь класс в цех и обсудить на совете бригады». Смотрим, приуныли четвероклассники, но, видимо, так сильно пережили предупреждение, что прямо на глазах стали исправляться. Да и как иначе, если соревнование у нас идет самое настоящее. Мы к ребятам домой, а они к нам в цех приходят, смотрят, как мы трудимся. Такая у нас рабочая система воспитания.
Шефство бригада осуществляет коллективное, но оно не исключает, конечно, и личных привязанностей. Однажды пришли шефы в детский дом, ребята их встретили, как всегда, только Володи Стрижнева не было, запропастился куда-то мальчишка. Через какое-то время объявляется зареванный: «А я дядю Олега искал, почему дядя Олег не пришел?» «В армии служит твой Олег, – отвечают девушки. – Вот, читай письмо от него».
Олег Маркин был комсоргом бригады, заядлым спортсменом. Детдомовские ребята ждали каждого его прихода: Маркин же единственный в бригаде мужчина. Потому и тянулся к нему так Володя Стрижнев и другие мальчишки.
Вот тут и встает особо вопрос бригадной педагогики, имеющей прямое отношение к шефству над детским домом.
Вторая бригада – экспериментальная. Именно она осваивает все новые модели часов, прежде чем их поставят на поток. Без взаимной поддержки, взаимной требовательности такая работа невозможна. Потому членов бригады воспитывает сам стиль взаимоотношений. Одна молоденькая сборщица призналась: «Пришла я на завод после ГПТУ, и больше всего меня поразило то, что мастер ко мне, восемнадцатилетней девчонке, по имени-отчеству обращается Меня никогда в жизни так еще не называли. С самого первого дня пребывания в бригаде я себя взрослой почувствовала».
Трудным подростком пришел к Носовой и Олег Маркин. И на работу опаздывал и сменные задания не выполнял. Только мастер и знает, каких трудов стоило наставить его на путь истины. Зато в армию Олег ушел совсем другим человеком. В письмах пишет, что после службы обязательно вернется в цех, обязательно во вторую бригаду, и добавляет, что скучает по своим подшефным из детского дома.
Идут годы. Одно поколение детдомовцев сменяется другим. И состав бригады тоже не остается неизменным. Но ниточка, их связывающая, не рвется, тянется уже двадцать с лишним лет. В чем секрет такой ее прочности? Может, в том, что в детский дом люди идут работать только по велению души и сердца? Или в том, что сама атмосфера доброты, участия, ответственности за того, кто работает с тобой рядом, эта атмосфера, так характерная для бригады Носовой, воспитывает новичков и им самим уже хочется принять участие в незнакомой ребячьей судьбе? А может, весь секрет в личности мастера, человека доброго, отзывчивого, неугомонного и деятельного?
А ведь как часто приходится сталкиваться с примерами формального шефства, когда оно ограничивается лишь вручением подарков раз в год! Но и дорогой подарок будет детям не в радость, если только говорить о душевном и заботливом к ним отношении, но ничего истинно душевного не делать. Как очень точно подметил в одной из газетных статей известный писатель Виктор Астафьев, не со стороны, не с чужих слов знающий жизнь детского дома, «никто так болезненно не переживает нотаций и наставлений, как гордые в своем затаенном горе сироты, никто так яростно не может ненавидеть благодетеля, как детдомовец, и никому так жестоко не мстят детдомовцы, как назидающему воспитателю, талдычащему на каждом шагу: «О вас заботятся, вам дают, вас любят...»
Горе-шефы обычно оправдываются тем, что дети в детдоме трудные, общий язык с ними невозможно найти. Не и у комсомольцев с часового завода их друзья из детского дома не мед и не сахар. И все-таки рабочие парни и девчата идут к детдомовцам и помогают им чем могут. Потому что без этого, считают они, беднее и скучнее была бы не только жизнь детей, но и их собственная.
Несколько лет назад гостем Угличского детского дома был замечательный итальянский писатель-сказочник Джанни Родари. В альбоме для почетных гостей он оставил такую запись: «Ребята, будьте счастливы. Пусть исполнятся все ваши желания».
В сказках Родари добро всегда побеждает зло. Но сила добра – и в его добровольных помощниках. Хорошо, когда таких искренних помощников много. Как у детей из детского дома в Угличе.
Как помнят читатели, в прошлом году «Смена» провела кампанию «Добрые книги – детскому дому». ПО тысяч книг, присланных в адрес редакции нашими читателями, нашли прописку в ста библиотеках, созданных в детских домах страны. Естественно, что даже при таком количестве книг обеспечить каждый детский дом или школу-интернат, нуждающиеся в библиотеке, силами только редакции «Смены» оказалось нелегко. Мы получили немало писем -от директоров детских домов и школ-интернатов с просьбой помочь в комплектовании библиотек. Например, директор детского дома № 1 города Комсомольска-на-Амуре писал нам, что библиотека детского дома, в котором воспитывается около двухсот детей, организована недавно, поэтому фонд ее совсем мал, нет детской художественной литературы. «Ребята могут только мечтать, – говорилось, в частности, в письме, – о том, чтобы прочесть «Золотой ключик», «Приключения барона Мюнхгаузена», «Робинзона Крузо». О произведениях Маршака, Носова, Чуковского наши воспитанники знают лишь понаслышке».
Копию этого письма мы направили в горком ВЛКСМ Комсомольска-на-Амуре, попросив при этом комсомольских работников организовать помощь детдомовцам силами местных книголюбов.
Спустя некоторое время мы получили следующий ответ:
«На обращение редакции сообщаем, что в настоящее время над детским домом №1 организовано действенное шефство. По решению бюро городского совета пионерской организации в детский дом перенесена работа пяти кружков Дворца пионеров. Настоящими друзьями ребят стали комсомольцы шефствующего предприятия, студенты педагогического института, подарившие воспитанникам большое количество книг и игрушек. Недавно в городском комитете партии согласован план благоустройства и озеленения территории детского дома. Начата работа по созданию детского лесничества.
Поддержав инициативу ЦК ВЛКСМ о проведении недели «Творческая молодежь – воспитанникам детских домов», мы постарались в этом году сделать ее для ребят запоминающимся праздником. Думаем, что цели достигли, хотя нам и не удалось пока привлечь всю творческую молодежь к этому важному делу. Активнейшими нашими помощниками стали комсомольские организации городского драматического театра и детской библиотеки имени Горького, студенты вузов, учащиеся техникумов. Каждый детский дом, школа-интернат получили за последнее время много подарков – это телевизоры, магнитофоны, проигрыватели, велосипеды, музыкальные инструменты, и сейчас, надеемся, ребята смогут прочесть произведения классиков детской литературы, будут знать о них не только понаслышке.
Заверяем редакцию «Смены», что комсомолия Города юности всегда будет считать шефство над детскими домами своей первейшей заботой.
Николай ГУБАЧЕВ,
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.
Роман. Продолжение. Начало в №№ 14 – 19.