Уж сколько лет прошло, а все помнится мне один добрый человек из моего детства. Жил он в соседнем подъезде двухэтажного деревянного дома, работал в драматическом театре столяром, и звали его, как героя чеховской пьесы, дядя Ваня. Должность дяди Вани казалась нам, пацанам, солидной, хотя мы смутно представляли, чем он занимается в театре. Зато каждый год, как только утверждалась зима, этот пожилой человек становился для детей всех окрестных дворов добрым сказочником. На непроезжей для машин улице он ставил деревянную горку, которая казалась нам тогда самой высокой в городе. Заберешься на верхнюю ступеньку – дух захватывает, катиться вниз и страшно и весело. А дядя Ваня стоит внизу и улыбается всеми своими морщинками: не трусь, пацан!
Вот так и бывает: чужой вроде бы человек, а зарубку в памяти оставил покрепче, чем иные закадычные приятели той поры...
О добрых людях нашего детства, о них речь.
Валентина Петровна Казакевич,с которой познакомился на Угличском часовом заводе, родителей своих потеряла во время войны – отец на фронте пропал без вести, а мать умерла в Ленинграде в дни блокады. Но как родных вспоминает она воспитателей Угличского детского дома № 2, где прошло ее детство. Помнит Валентина Петровна, как летом приезжал к ребятам Николай Алексеевич Никонов, в те годы директор часового завода, – сладким урожаем из своего сада он в первую очередь делился с детдомовцами. (Никонов возглавлял попечительский совет детдома и, несмотря на крайнюю занятость производственными делами, находил время для забот о детдомовцах.)
Эта забота о «государственных детях» стала на часовом традицией. Еще помнит Валентина Петровна комсомольцев, молодых парней и девушек – заводских шефов, которые тоже были частыми гостями детдома. Вечера, диспуты разные проводили, праздничные концерты ставили. Шефы каждый раз восторженно рассказывали о своей профессии, сами водили ребят по цехам – чем не профориентация? – и, наверное, благодаря им Валя Казакевич сделала свой выбор: после школы сразу поступила на часовой и трудится здесь уже четверть века.
Думаю, и нынешние воспитанники детского дома не раз вспомнят своих шефов – рабочих и инженеров крупнейшего на заводе шестого сборочного цеха. Члены бригады, возглавляемой Людмилой Васильевной Мураткиной и Лидией Сергеевной Савиновой, стали настоящими друзьями ребят. А еще есть в сборочном бригада, которая дружит с детским домом уже более двух десятилетий. О ней и хочу рассказать подробнее.
Вначале эпизод, которому сам был свидетелем.
...Мальчики готовили удочки для рыбалки, девочки вместе с воспитательницей собирались в лес за ягодами, отрядные художники трудились над очередным выпуском стенгазеты, когда в комнату вошла завуч Нинель Васильевна и с торжественностью в голосе объявила:
– Ребята, к нам гости.
Слов этих оказалось достаточно, чтобы пионеры бросили все свои дела и толпой высыпали на поляну встречать гостей. Завуч не объяснила, кто это пожаловал к ним на дачу, в уверенности, что ребята догадаются и сами.
Гостями оказались давние знакомые воспитанников – комсомольско-молодежная бригада № 2 сборочного цеха. И вот уже слышатся и смех, и шутки, и разговоры, какие бывают при встрече друзей после разлуки.
– Ой, Сережка, как ты вырос, просто не узнать!
– Леночка, где ж ты так успела загореть? И на юге вроде не была...
Они не виделись больше месяца, и им было о чем рассказать друг другу. Ребятам – об отдыхе на даче, о работе в колхозе, шефам – о жизни и делах бригады, о недавней поездке на Соловки. На прощание шефы вручили подарок – ракетки для бадминтона, а подшефные им свои гостинцы – полные кулечки собранной накануне черники.
Встреча эта состоялась не в выходной день. Бригада приехала к ребятам после рабочей смены. А дача детского дома не ближний край, от Углича в двенадцати километрах, да не рейсовым автобусом, а попуткой. Еще нужно учесть, что в бригаде не только девушки, живущие в общежитии и домашними хлопотами пока не очень обремененные, а и женщины семейные, и таких, кстати, большинство. Но и они, прихватив из детского сада своих непосед, отправились в гости к ребятам. Потому что человек, хоть раз побывавший в детском доме, просто не может уже не прийти туда еще раз. Так сказала мастер второй бригады Галина Борисовна Носова.
Кончается лето, ребята возвращаются с дачи в город, и встречи шефов и подшефных становятся более частыми. (Кстати, все, что в детском доме за последние годы построено – столовая, гараж, дачные корпуса, – построено на средства часового завода и силами его рабочих, естественно, при самом активном участии воспитанников. Теперь, когда «пятилетка строительства» закончена, шефы чуть не каждый вечер бывают в детском доме.)
Трудно воспитателю: один на тридцать сорванцов. Вот тут и кстати добровольные помощницы с часового завода: задачка не получается – вместе подумаем; чулки порвались – научим, как заштопать; воротничок к школьной форме чистый пришьем; два часа выдались свободных – по городу погуляем; фильм интересный посмотрим.
Был в прошлом году такой случай. Подшефному классу второй бригады за провинность – мальчишки додумались костер разжечь рядом с поленницей – директор детдома не разрешил участвовать в первомайской демонстрации. Естественно, настроение у ребят хуже некуда, сидят хмурые, как нахохлившиеся воробьи. И вдруг неожиданно солнце сквозь тучи – шефы приехали. Всей бригадой, все тридцать человек. Веселые, сами только после демонстрации, с шарами, с флажками, с подарками. Плохое настроение у детей как рукой сняло. Вернулся к ним праздник.
И все-таки не только для того, чтобы посочувствовать, по головке погладить да подарки вручить, приходит вторая бригада в детский дом. Отношения у шефов и подшефных товарищеские, а значит, без скидок на возраст. Галина Борисовна Носова рассказывает:
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.
Рассказ
Автобиографии
Роман. Продолжение. Начало в №№ 14 – 19.