мальчишки ходят за ним, как на веревочке, может, именно потому, что он их переделывать не собирается?
– А самые трудные ребята – это те, которые ничем не интересуются, – сказал он вдруг горько.
Я понял тогда эту горечь, сразу сделавшую его старше. Понял, почему здесь педагоги тратят так много времени, сил и средств на разнообразные кружки и занятия, вроде бы и не имеющие прямого отношения к железнодорожному делу. Думаю, потому, что самым страшным они считают не плохую успеваемость и даже не отсутствие прилежания в работе, не грубость, не злобу, а безразличие молодого человека к жизни. Ведь, как правило, равнодушный и туп, и ленив, и зол, просто дремлют в нем эти чувства в состоянии покоя – но до поры.
– Наверное, потому что вы сами учились здесь, вам, видимо, легче ребят понять?
– Конечно.
– А как вы попали в это училище?
– Здесь очень большой элемент случайности. Поступил я в одно училище, не надо его называть, оно нормальное, но только я чувствую – не могу там учиться, ну, не могу! Не мое это дело. Ушел и подал заявление, чтоб сюда зачислили. Все документы представил, а свидетельство об образовании, говорю, принесу попозже. Начался учебный год – и что поднялось!.. То училище меня отдавать не хочет, а из этого я сам уходить не хочу. К нынешнему директору пришел, он тогда еще заместителем здесь работал, рассказал все, он говорит, ладно, иди и занимайся спокойно, как-нибудь разберемся. Из того училища меня отчислили, кстати, как непригодного ученика. – Он засмеялся. – Но это неважно, главное-то – я это с отличием окончил.
– А потом в институт поступили?
– Да, в Политехнический.
– И почему снова сюда пришли?
– Да опять случайно. Меня распределили в один НИИ, но меня работа там не устраивала.
– Мало платили?
– Не в этом дело, скучно там было, не тем приходилось мне заниматься, чем я бы хотел. И тут как раз меня директор снова позвал. Я с радостью согласился, тем более, что организационные все вопросы он тоже помог уладить.
«Какая же это случайность? – подумал я. – Это уже не случайность, когда один человек старается понять, к чему стремится другой, и целенаправленно помогает ему эти стремления осуществить».
Тогда мне и показалось: к Калле меня все отправляли не только потому, что он интересный изобретатель, хороший мастер и работящий парень, а потому, что он нужный в училище человек и ему училище необходимо.
– Калле, так все-таки что же вы там такое сейчас мастерите с ребятами?
Он весело засмеялся, как человек, с которым заговорили об очень приятных вещах, но остался тверд.
– А вот приезжайте на следующий год – увидите.
В комитет комсомола они ввалились с шумом и смехом, застряли вдвоем в дверях, потом, все же пробравшись сквозь узкий проем, оба разом обняли секретаря комсомольской организации Люду Финагину, расцеловались с ней, поздравили с наступающим праздником. Она, смеясь, отбивалась и сквозь смех мне рассказывала, как они, все трое, вместе работали на дороге.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.