Но подготовить такой концерт трудно. Нужно определить тему, музыку, найти балетмейстера, партнеров, увлечь их своей идеей... А ведь очень часто участники концертного номера живут в разных городах, и у каждого своя работа, свои домашние заботы. Эти заботы, кстати сказать, есть и у Ганибаловой: у нее растет четырехлетняя дочка...
Не знаю, как Валя ухитряется преодолевать эти почти непреодолимые трудности, но каким-то чудом она это делает...
Валентина Ганибалова танцует Шекспира – миниатюру «Макбет» (с Юрием Гумбой) на музыку Перселла, фрагменты из балета «Ромео и Юлия» (с Тийтом Хярмом) на музыку Берлиоза.
Я смотрю на Ганибалову – Джульетту и вспоминаю слова Джульетты, обращенные к Ромео:
Не клянись ничем или клянись собой, как высшим благом, которого достаточно для клятв.
– Клянись собой, – словно бы говорит балерина, – и отвечай собой, своей жизнью за свои чувства, за свои поступки, за свою любовь... Собой. Этого достаточно. Даже если тебе противостоят роковые силы зла...
Не знаю, сколько лет Джульетте, которую танцует Ганибалова. Но я вижу, что она живет сразу в трех временах. Ибо в ее любви есть особая женская мудрость, которая со страстью сочетает сострадание, а наслаждение настоящим – с памятью о прошлом и предчувствием будущего...
– В женщине, – говорит Ганибалова, – заложено материнское начало, которое окрашивает заботой, самоотвержением ее чувство к любимому, помогает понять его слабости и простить. Все это и делает женщину сильной. Я убеждена, что Джульетта духовно сильнее Ромео. Она не могла умереть, не дождавшись его. А он не смог этого понять...
Когда танцует Ганибалова, понимаешь: каждое прикосновение к другому человеку – словом, взглядом, ладонью – рождает единственную – без вариантов – ткань судьбы. И нельзя ничего изменить, потому что, как сказал поэт, «не время проходит, проходим мы»...
У нас нет органа чувства, непосредственно воспринимающего течение времени. Постоянно изменяясь, мы не ощущаем, что эти изменения связаны с неостановимым и непрерывным потоком мгновений. И только в какие-то особые, кульминационные моменты жизни вдруг замечаем скорость времени, которую с такой привычной точностью фиксируют часовые стрелки.
Балерина нее открывает нам, что балет – это само время, принявшее образ зримого движения, превратившееся в пластику человеческого тела. Рождение каждой новой пластической фазы уничтожает предыдущие. Но мы, зрители, своей памятью соединяем их в нечто целостное – в танец...
Балерина заставляет нас проникнуться красотой этих мгновений, почувствовать любовь-сострадание к живым – но не бессмертным! – образам жизни. И тогда мы начинаем ощущать и трагизм постоянного исчезновения секунд, уносящих в прошлое эти образы, и артистическое мужество балерины, которая всякий раз, выходя на сцену, находит в себе силы восполнять каждую утрату, вновь и вновь продлевая столь необходимые для нас мгновения прекрасного, мгновения танца.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.
Повесть в эпизодах, письмах и документах (1902–1905 гг.)