За ускользающим мгновением

Алексей Николаев| опубликовано в номере №1190, декабрь 1976
  • В закладки
  • Вставить в блог

Южный базар в осеннюю его пору всегда был, что называется, традиционной темой для закавказских художников. И молодой грузинский живописец Анзор Чагелишвили отдает этим сюжетам должную дань Он пишет их много и по-разному, всякий раз ставя перед собой новые композиционные и колористические задачи. Одна из таких работ перед вами.

Художник сознательно берет тему фрагментарно, но строит, компонует этот фрагмент с таким расчетом, чтобы зритель почувствовал весь базар в его движении, ритмах, многоголосии. Можно представить себе эту сцену, так сказать, в натуре: глаза разбегаются от пестрого, многокрасочного обилия. Но весь этот яркий, беспорядочный маскарад цвета художник как бы пропускает сквозь призму своего восприятия: он успокаивает пестроту красок, сообщая холсту колорит старинной меди с легкой сизовато-зеленой патиной. Поэтому картина воспринимается цельно и законченно, в едином музыкальном ключе. Есть еще одна традиционная тема, которая постоянно привлекает внимание молодого художника, – тема неповторимой красоты кавказской природы. Анзор Чагелишвили любит горы. Всякий раз живописец словно заново открывает их для себя. Дело даже не в том, что в зависимости от освещения и времени года горы каждое мгновение меняют внешний облик – они меняют характер. Он так же трудно уловим, как характер человека, и художник стремится остановить на холсте это ускользающее мгновение. Когда же это удается, один миг бытия природы, преображенный воображением и кистью живописца, становится реальностью искусства и обретает новую, самостоятельную и долгую жизнь.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Семейная ссора

Окончание. Начало в № 23

Желтый дракон Цзяо

Роман. Продолжение. Начало в №№ 21 – 23