Состав, грохоча на стыках, вышел на паутину станционных путей. Впереди дышит дымами труб громадина Челябинского металлургического завода. – Зеленый, – взглянув в окно, сказал машинист. Помощник привычно продублировал:
– Вижу зеленый.
Значит, поезд пройдет станцию без остановки, прямо на заводские подъездные пути. Торопятся металлурги: пять доменных печей «съедают» ежесуточно тысячи тонн агломерата, руды, окатышей, кокса, извести... Да мало ли чего надо предприятию, выпускающему ежегодно миллионы тонн чугуна, стали, проката! Завод полностью зависит от магистрали. Случись сбой в ее работе, и перейдут на тихий ход доменные печи, встанут конвертеры и мартены, затихнут прокатные станы. Транспортный конвейер должен работать безостановочно. На завод – сырье, обратно – металл.
Общее дело делают металлурги и железнодорожники, и, казалось бы, кому-кому, а им-то надо быть добрыми партнерами...
Об этом мы и беседуем с начальником смены заводского управления железнодорожного транспорта Г. Сопельцевым.
– Конечно, надо нам быть в полном согласии. – И тут же, тяжело вздохнув, начальник смены рассказывает: – Обработав и разгрузив составы, мы выставляем их на «Металлургическую» – эта станция является воротами завода – и затем часами ждем, пока к ним подадут локомотивы. Доходит до того, что забиваем готовыми к отправлению поездами не только все пути станции примыкания, но и линии шестнадцати заводских станций. В очень неловком положении мы оказываемся: ведь как строго спрашиваем с цехов за несвоевременную разгрузку, снимаем для работы, с вагонами специалистов основного производства, а потом эти самые составы стоят без движения. Выигранные при быстрой разгрузке минуты с лихвой перекрываются часами вынужденных простоев, штрафами. Причем помощи от наших смежников – вагонраспредов и диспетчеров дороги – практически никакой. Звонишь им, объясняешь обстановку, просишь дать побыстрее локомотивы, а тебе в ответ буркнут что-нибудь невразумительное и положат трубку. Глядя на них, и машинисты выводной колонны Челябинского локомотивного депо не спешат убирать наши составы. Трудно в такой обстановке работать. Раньше, замечу, мы как-то находили с магистралью взаимоприемлемые решения, сегодня нас и слушать не хотят. В лучшем случае пояснят кратко: обстановка-де сложная на дороге, не до вас.
Не сразу такое укладывается в голове: общее дело и – «не до вас». Общие дела подобным образом не делают, согласитесь. И к товарищам по
работе так относиться тоже не принято. Ведь нетрудно догадаться, к каким результатам это отношение приведет.
А ведь еще не столь давно, когда речь заходила о сокращении простоев вагонов на промышленных предприятиях, в числе лучших непременно назывался и Челябинский металлургический. Завод был тут, что называется, на коне: простои вагонов ежегодно сокращались, заводское железнодорожное хозяйство развивалось. А главное: реконструировали станцию «Металлургическая» – одну из крупнейших Челябинского отделения Южно-Уральской железной дороги. Свыше тысячи вагонов в сутки проходит на завод и столько же – обратно.
Встретившись на самом высоком уровне, смежники решили полюбовно: одну часть работ делаете вы, другую – мы. Завод выбил (иначе не скажешь, потому что финансирование обеспечивалось с громадными трудностями) нужные средства и оплатил работы по строительству трех сортировочных парков, сортировочной горки и ряда других объектов. Для окончательного обновления станции осталось сделать полугорку, спрямить профиль пути в парке отправления, довести, как говорится, до ума станционные здания. Согласно первоначальному договору, работы эти – за магистралью. Были за магистралью и... остаются до сих пор. Вот уже пятый год транспортники с завидным упорством отказываются от собственных обещаний. И недавно на запрос металлургов пришел ответ из МПС: работы по «Металлургической» вновь не включены в план.
Ну, а раз не окончена реконструкция – не дают отдачи уже затраченные миллионы. Планами обновления станции предусматривалось сокращение простоя вагонов при их обработке и сдаче на час. Фактически же... простои выросли на два с лишним часа. Парадоксально звучит, но условия работы заводчан и транспортников ухудшились. Да-да, ухудшились, несмотря на проделанную уже работу. Получилось так, что поезда идут на завод под «зеленый» беспрепятственно, а обратно выехать не могут из-за нехватки путей.
– Да, простои вагонов из-за затянувшейся реконструкции возросли. – соглашается начальник грузового отдела Челябинского отделения дороги А. С. Новицкий. – И вину за это несем мы, железнодорожники. Честное слово, неудобно даже перед металлургами. Но что сделаешь, если МПС не выделяет средств.
Но, как выясняется, далеко не всем железнодорожникам неудобно. От многих приходилось слышать и такое:
– А может, металлургам закончить реконструкцию за свой счет?
Вот так. Возможно, именно в надежде на это и тянут железнодорожники с реконструкцией? Хотя если не все, то уж часть работ и можно было бы при желании завершить. Знакомая, к сожалению, позиция: а вдруг кто-то выручит, кто-то расщедрится, кто-то организует... А это «вдруг» не наступает и не наступает. А ведь это они, железнодорожники, не выполнили условий договора, они подвели партнеров!
И вот нет между смежниками ни мира, ни согласия. И катится, катится, разрастаясь, ком взаимных обид и претензий. Как остановить его нарастающее движение? Ведь убытки терпят и те и другие.
Не только скомканная реконструкция тормозит работу «Металлургической». Немало у нее и других бед. И первая – отсутствие нормальных условий для работы. До сих пор не налажено водоснабжение станционных помещений. Все удобства – во дворе. Рабочие после смены вынуждены мыться у колодца, что в полукилометре от станции. Из рук вон плохо работает связь. Доходит до того, что без телефона остаются маневровые диспетчеры.
– Согласитесь, непросто работать в таких условиях.
Не согласиться с начальником «Металлургической» Б. Г. Прищепой действительно невозможно. И продолжение разговора легко угадывается: «Вот и не идет к нам молодежь». Не идет, естественно.
Одна из бед станции – отсутствие пневмопочты.
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.
Дороги сегодня и завтра
Повесть