«Что бы я хотел пожелать молодежи нашей родины, посвятившей себя науке?
Прежде всего последовательности... Приучите себя к сдержанности и терпению. Научитесь делать черновую работу в науке...
Второе – это скромность. Как бы высоко ни оценивали вас, всегда имейте мужество сказать себе: я невежда.
Третье – это страсть. Помните, что наука требует от человека всей его жизни».
Вот каким должен быть внутренний мир истинного ученого.
Что такое «призвание» ученого? Что заставляет его отдавать все свои силы работе? Что движет его творчеством? На мой взгляд, две силы. Во-первых, это изначально присущие уму человека пытливость и беспокойство. Они развиты у ученого в предельно сильной степени и составляют характерную особенность его интеллектуального склада. А во-вторых, это сознание, что своей деятельностью ты приносишь пользу людям. Я думаю, что как раз из них и складывается творческое стремление ученого.
Способность к творчеству – высший дар, которым наградила природа человека на бесконечно длительном пути его эволюционного развития. И поэтому я хотел бы напомнить молодым людям слова Р. Роллана: «Жертвовать, всегда жертвовать мелочами жизни своему искусству».
А искусство ученого – в его умении сочетать свободу и принуждение: свободу полета творческого воображения и принуждение холодного разума к жестокому обузданию этого полета, чтобы не устремляться к солнцу истины на крыльях Икара, скрепленных воском, а создавать прочную опору для поисков этой истины беспощадным анализом, проверкой своих замыслов и выводов.
Пусть же главной движущей силой в работе нового поколения ученых будет высокое удовлетворение самим процессом научного творчества и сознанием приносимой пользы. Не оскверняйте этих чувств низменными побуждениями. Боритесь, как с чумой, с корыстью в науке, со всеми проявлениями этого порока – самовосхвалением, искушением присвоить чужую мысль, погоней за степенями и званиями, за окладом или служебным положением. Подлинные научные заслуги всегда получают признание и оценку.
Научитесь радоваться успеху соседа так же, как и своему собственному, ибо наука – это общий кладезь, где все, внесенное тобой, оставаясь твоим творческим вкладом, одновременно становится и общим достоянием всего человечества.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.