Лямин – человек практической складки, он решил жить по обстоятельствам. Трудно? Придется терпеть... Пошел в райком партии, его направили секретарем парткома в тот самый колхоз, где он некогда махал молотом. Работалось Лямину легко. Здесь его хорошо знали, здесь же жили его родственники. Доверие он заслужил быстро: умный, решительный, а главное – он всегда был совестливым, понимал душу крестьянина, рабочего.
Понемногу Лямин стал привыкать к новой должности. Одно плохо: не мог зайти на машинный двор. Как придет – пиши пропало: до ночи возится с каждой машиной, пробует ее, разбирает, ремонтирует... А уж если увидит экскаватор, прямо беда – чернеет с горя.
Так бы и жил, наверное, Василий Лямин полегоньку и потихоньку, запрятав в дальний шкаф под белье свои ордена, диплом машиниста. Но однажды получил он письмо от своего бывшего начальника строительства Куйбышевской ГЭС Ивана Васильевича Комзина. Тот хорошо помнил молодого рабочего и, не зная о постигшем Лямина горе, приглашал его на отсыпку Асуанской плотины.
Ночь просидел над тем письмом Лямин. мучаясь и страшась принять какое-либо решение. А утром, не сказав никому ни слова, улетел в Москву.
Что и говорить, Лямина встретили в министерстве «на ура». Сразу же взяли документы, начали оформлять в «загранку». Послали и на медкомиссию... Тут-то Лямин и понял, что не видать ему Асуанской плотины. Один из врачей сказал так:
– Вам, милый мой, нельзя не то что в Африку, но даже в бархатный сезон на Южный берег Крыма. Езжайте домой и забудьте об экскаваторе до конца своих дней.
И тогда Лямин решился на последний шаг – пошел в ЦК партии. Была у него такая надежда: партия поможет, даст возможность приложить энергию, мастерство к тому делу, которое он любит и знает. Неважно куда – лишь бы снова сесть за рычаги.
– Я – экскаваторщик, Герой Социалистического Труда, строил Куйбышевскую ГЭС, – в первый и единственный раз в жизни Лямин перечислял свои заслуги, – дайте ж мне работу по плечу!
Инструктор качал головой и разводил руками:
– Ведь вас к работе не допускает медицина. Чем же мы можем вам помочь?..
И все же Лямин добился своего.
– Ладно, поедете на Курскую магнитную аномалию? – спросил его инструктор. – Под Белгород... Там сейчас очень люди нужны...
– На большое дело всегда согласен, – рубанул рукой воздух Василий. – Только б дали мне машину, а там увидим, кто прав: я или врачи.
В Старом Осколе ему дали разобранный экскаватор, познакомили с мастером.
– Машину знаешь? – спросил скептически мастер. – Попробуй для начала собрать эти узлы, А там посмотрим...
Лямин собрал экскаватор.
– Так, – сказал мастер. – Ничего, работать можешь. Завтра начинаем новый карьер – вот туда и пойдешь.
И Лямин двинул рычаги своей машины. Первые ковши с черноземом упали в самосвалы. Лямин был счастлив – он занимался любимым делом, он победил! Год за годом ворочал он руду и породу в карьере, пока снова не прихватила его болезнь. Тогда он временно перешел на монтаж экскаваторов, осваивал шагающие, потом новые мощные ЭКГ-4.
Но и болезнь не отпускала! Она напоминала о себе тяжелыми приступами. И снова Лямин оказывался у самой стенки барьера, к которому ставила его жизнь. В конце концов он вынужден был сменить специальность, стать инструктором-машинистом.
Это, кстати, тоже оказалось делом нелегким. Инструктор обязан уметь работать на любой марке экскаватора, каких, может быть, даже и нет в Стойленском карьере. Тогда Лямин ехал за тридевять земель, изучал в другом карьере новую машину, сдавал экзамен на машиниста, получал о том диплом и возвращался домой, в Старый Оскол. Он собрал справки по всем маркам экскаваторов, работающих у нас в стране, представил их в министерство и получил диплом инструктора.
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.