Умение отдать свои силы и талант общему делу, смелое дерзание, ответственность – черты тех, кто удостаивается Ленинского комсомола
Есть города, одно только упоминание о которых вызывает совершенно определенные ассоциации. Иваново... Исконно ткацкий край. Чуть ли не каждый четвертый метр ситца в стране ивановский. Сразу вспоминаются знаменитые ивановские ткачихи старшего поколения – Виноградовы, Пухова, Вечерова, нынешние, и среди них – дважды Герой Социалистического Труда Валентина Голубева, чья работа стала образцом для молодого поколения ивановских мастериц...
А между тем вот уже более тридцати стран мира покупают у нас станки типа «обрабатывающий центр», изготовленные на Ивановском станкостроительном производственном объединении (ИСПО) имени 50-летия СССР. Уже и сейчас ИСПО занимает ведущее место в своей отрасли.
Генеральный директор ИСПО, лауреат Государственной премии СССР Владимир Павлович Кабаидзе основную роль в успехах коллектива объединения отводит молодежи. Так и говорит:
– Комсомол у нас – один из лучших работников.
...На двери комитета комсомола ИСПО, около ручки – пятна от промасленных рук. «Не успеваем вытирать, – как бы извиняясь, объяснил секретарь. – Ребята из цехов постоянно забегают по делам, посоветоваться, что-то предложить. Ну, а руки у них, сами понимаете... ведь не в белых перчатках работают». Комитет действует, это рабочий штаб, а не зал для чинных заседаний.
За создание и внедрение в промышленность уникального многоцелевого станка с числовым программным управлением восемь молодых работников предприятия удостоены звания лауреатов премии Ленинского комсомола в области науки и техники. Евгений Чудненко, Сергей Красильников, Игорь Федосеенко – конструкторы, Анатолий Скрябин – модельщик, Владимир Федоксеев – формовщик, Андрей Харахнин – слесарь-электромонтажник, Сергей Громов – инженер-технолог, Александр Городничев, секретарь комитета ВЛКСМ объединения (ныне – инженер-технолог).
Когда побываешь на заводе, ловишь себя на мысли, что здесь подобрались не просто энтузиасты, единомышленники, но и все, абсолютно все талантливые. «Да нет, – спокойно растолкуют в комитете ВЛКСМ, – обыкновенные ребята. Работают они, правда, в «особых условиях»: от них ждут не просто работы, а творчества. Отсюда и успехи».
Рассказывают, что не так давно, выступая перед преподавателями институтов, поставляющих кадры в ИСПО, Кабаидзе сказал: «Ваши середняки у меня становятся ведущими конструкторами. Видимо, вы не смогли их увлечь по-настоящему».
Что же за перемены происходят здесь со вчерашними школьниками, выпускниками ПТУ и институтов? Почему вдруг в них просыпается яростный рабочий азарт, а в умах закипают неожиданные идеи?
Говорят, люди старшего поколения на ИСПО даже немного обиделись, когда лет девять назад Кабаидзе сказал: «Будем делать главную ставку на молодежь». Ему ответили: «Молодость – это, конечно, хорошо. Но вот отсутствие практического опыта... Рискованно!» «Отсутствие опыта? – усмехнулся директор. – Почему плохо? Это тоже хорошо».
Парадокс? Давайте разберемся.
Тогда на заводе задумывали новое дело. И не просто новое, а принципиально новое: вместо привычных универсальных станков решили производить станки типа «обрабатывающий центр», которым под силу выполнение множества операций – сверлильных, фрезерных, расточных (каждый ОЦ в пять-шесть раз снижает трудоемкость изготовления деталей и во столько же – число станочников). Вот для этого нового дела и нужны были молодые умы, не отягощенные бременем опыта вчерашнего дня. Нужны были свежие, яркие идеи и могучее желание воплотить их в реальность.
Кабаидзе знал: доверие – это сильнейший стимул для творческой работы.
И. ФЕДОСЕЕНКО. Попал я на ИСПО случайно. Как и многие ребята из СКБ. окончил Ивановский энергоинститут, хотел заниматься вычислительной техникой, а тут – совсем другое. Ну, ничего, думаю, перекантуюсь здесь с годик, а там подыщу себе место по душе. Работаю и вдруг ловлю себя на мысли, что мне тут начинает... нравиться! Почему? Дали самостоятельное дело – разработать схему электрооборудования для обрабатывающего центра, то есть обеспечить его электронным мозгом.
Часто на других заводах слышишь от молодых конструкторов: «Неинтересно, ничего серьезного не поручают, сидим, время тянем. Зато опекают так. что и карандаш самому взять не дадут, а сделаешь проект, его так подкорректируют под стандарт – и не узнаешь! Это еще и вниманием к молодым называют. А какой прок от внимания без доверия?..!»
А у нас – сразу дали сложное задание. И пошло!.. На часы уже и не смотришь – некогда. Раз поручили, надо оправдывать.
Е.ЧУДНЕНКО. Мне, например, доверили разработку узла электропривода. Но, конечно, смешно думать, что все сразу выходило великолепно. Нет, не все было гладко. Порой не получается – и точка! Неделя, вторая, настроения никакого... Потом, глядишь, сдвинется с мертвой точки, и пошло!
Бывало и так: принесешь проект руководителю, а он говорит: «У вас здесь принципиальная ошибка». Ты возражаешь: Нет, это не ошибка, а принципиально новая идея». Докажи!» И доказываешь! Собирается тогда техническое совещание, и если ты окажешься прав, то хвала тебе, и... берись за еще более сложное дело. Но чаще все же бывало так: сидишь целыми днями, колдуешь, разрабатываешь свой узелок. Сделаешь, а тебе: «Хорошо, но можно лучше». Идешь дорабатывать. Раз, другой... По три-четыре раза доводишь и понимаешь: действительно можно лучше.
С. КРАСИЛЬНИКОВ. Нам не давали привыкнуть работать вполсилы. Когда мы еще только пришли сюда на дипломную практику, нас сразу оформили чертежниками и включили в работу. А диплом? Как говорит наш главный инженер СКБ Станислав Евгеньевич Гурычев: «Диплом – пожалуйста, но не в служебное время, это ваше личное дело, а на заводе личных дел нет». Вот так. Зато было интересно, нас не побоялись окунуть в настоящую работу, и наши дипломные проекты были не абстрактными, а реальными, и их отправили не в макулатуру... И начали работать мы сразу в хорошем темпе.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.
Политический детектив