Марыля Родович: «Мои песни надо и видеть»

Владимир Ковалев| опубликовано в номере №1379, ноябрь 1984
  • В закладки
  • Вставить в блог

Был период, когда в многочисленных интервью с польской певицей Марылей Родович звучал один и тот же вопрос: Как долго вы еще намерены выступать? Возможно, под этим скрывался более чем прозрачный намек на то, что пора, дескать, уступать дорогу молодым талантам. Но певицей он воспринимался по-своему. «Может, я кому-то и надоела, не спорю, – говорила она. – Что ж, сделаем остановку в пути…» На одном из концертов Марыля спела последним номером песню с такими словами: «Звезды гаснут, чтобы вспыхнуть вновь пламенем невиданного блеска!» – и объявила, что... решила покинуть эстраду. «Остановка» длилась почти три года.

За это время на небосклоне польской молодежной музыки появилось такое количество ансамблей, что даже знатоки порой терялись: кому отдать предпочтение? Пресыщение наступило скоро, Все поняли: количество не перешло в желаемое качество. И сначала осторожно, потом все смелее и смелее заговорили о «незаслуженном забвении поколения мастеров». Тех, кому польская музыка обязана своим взлетом в 60-е и 70-е годы. Марыле Родович – в первую очередь.

Встретившись не так давно в Москве, куда Марыля Родович приезжала как участница Дней польской культуры в СССР, мы говорили о состоянии дел в молодежной музыке ее страны. «Слишком много молодых желают лишь развлекаться под крылом музы», – грустно констатировала Марыля.

Годы, проведенные Марылей Родович в «полосе тени», стали для нее своеобразной подготовкой к взлету в новом качестве. Взлету? Точнее все-таки – к продолжению, логично последовавшему за ее успехами на фестивалях студенческой песни в молодежном клубе Краковского университета, первыми премиями на всепольском конкурсе в Ополе и международным признанием в Сопоте с песней «Разноцветные кибитки». В Москве мы увидели фрагменты спектакля «театра Марыли Родович», пародию на увлечение подростков рок-группами. Огромный, не по размеру, пиджак, яркий грим, ансамбль сопровождения с нелепым названием «Розовые чубчики» – едкая клоунада.

Но она не высмеивает жизнь. Она влюбленный в жизнь артист. Сентиментальный влюбленный, весельчак и балагур с гитарой, произносящий не банальные фразы «в рифму», но стихи серьезного, философского содержания.

«О вещах серьезных надо уметь говорить с юмором», – сказала Марыля об этой программе.

Со времени «Разноцветных кибиток» минуло почти полтора десятилетия, а музыка и слова этой песни не канули в Лету, Прочно вошли в репертуар других исполнителей и «Разноцветные ярмарки», и «Сядь в другой поезд», и «Модница». Они записаны на пластинках, изданных нашей «Мелодией», и разошлись миллионами экземпляров. И хотя пластинки для исполнителя подобны вехам его творческого пути. Марыля Родович считает их лишь началом незавершенной фразы. «Мои песни надо и видеть!» – не без оснований утверждает она.

И в ранних песнях и в композициях последнего периода поэтическое слово из уст певицы покоряет. При этом Марыля не привязана целиком и полностью к авторскому тексту. «Отношусь к поэзии бережно, однако не считаю верным полную зависимость исполнителя от поэта», – говорит она. Творческое содружество перерастает в совместное творчество, покоряя тех, кому песня адресована. Как, скажем, в известной «Синг-синг»: грустно-элегический настрой стихов продиктовал композитору минорную мелодию, а певице – такое исполнение, из которого начисто выброшена эстрадная сентиментальность, сплошь и рядом присутствующая в песнях о любви. Гамма чувств родилась из триединства автора слов, композитора и исполнителя.

Рассказ о том, как поет и играет Марыля Родович, можно продолжать долго. Среди ее песен нет вещей проходных, случайных. Марыля глубоко и точно понимает содержание и своеобразие той поэзии, которую выбирает для себя. На эстраде такое видишь нечасто. Гораздо чаще – в театре, где актер силой своего таланта становится вровень с автором. И посещая концерты певицы, мы тем самым присутствуем на спектаклях театра одного актера.

Нынешним летом в городе Зелена-Гура проходил фестиваль советской песни. Традиционный, собирающий ежегодно десятки самодеятельных и профессиональных исполнителей со всей Польши. Марыля Родович пела на фестивале новые произведения советских авторов. Эти песни слышали и услышат почитатели ее таланта во время гастролей по городам СССР. «Мечтаю принять участие в культурной программе ХII Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Москве. Это ведь так почетно!» – говорит Марыля.

За быстротекущей эстрадной модой певица не гонится. Своим талантом она напоминает о том, что эстрада не место для отдыха, не искусство потребления, а искусство, к которому молодежь тянется и. взрослея, постоянно открывает новое в музыке, в себе, в мире.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Грузовик широкого профиля

Продовольственная программа: горьковские автомобилестроители – селу