– Ага.
Сережка с суровым видом пошел к парте, но по дороге не удержался и щелкнул по носу Богуславу. Та выскочила, и быть бы потасовке, не вмешайся учительница.
Людмила Ильинична утихомиривает драчуна и... садится к пианино. Под веселые звуки польки ребята пускаются в пляс на свободном пространстве классной комнаты. Сережка почти галантно протягивает Богуславе руку (не прошли даром уроки Людмилы Ильиничны) и приглашает девочку в круг танцующих.
А после уроков, когда всем классом побегут ребята во двор на прогулку, эти двое все-таки подерутся. Будут кувыркаться с ледяной горки, кидаться снегом и толкать друг друга в сугроб. А Людмила Ильинична лишь понаблюдает со стороны и не вмешается. Потому что по опыту знает: лучше до поры не вмешиваться. Пусть бегают и играют.
– Не могу осудить того ребенка, который бегает как угорелый на переменках. – В наш разговор вступает еще один очень серьезный специалист, Нина
Тимофеевна Лебедева, доктор медицинских наук, профессор, заведующая кафедрой гигиены детей и подростков Минского медицинского института. – Скажу больше: пусть даже ребенок, который бегает-прыгает по школе, формально и нарушает дисциплину. И пусть даже чересчур строгие педагоги запишут ему замечание в дневник. Но, по-моему, правы будут те родители, которые не станут отчитывать своего сорванца. Потому что, двигаясь, резвясь и играя в таком серьезном учреждении, как школа, ребенок, спасает свое здоровье. Да, именно спасает!
Специалисты, работающие с детьми, знают: чтобы определить, может ли малыш говорить, вовсе не обязательно слышать его речь. Достаточно попросить ребенка показать отдельно любой палец на руке. Сумеет – значит, уже способен разговаривать.
Дело в том, что центры, управляющие движением кисти ребенка и его речью, находятся в мозге по соседству и развиваются параллельно. Поэтому, вырабатывая у малыша культуру движений, мы одновременно влияем на развитие его интеллекта.
Что же показывают результаты обследований поступающих в школу шестилеток? Абсолютно здоровыми (с чисто медицинской точки зрения) оказались лишь тридцать процентов детей. Еще у сорока наблюдались незначительные отклонения в здоровье. И примерно тридцать процентов детей к шести (!) годам страдают какими-либо хроническими заболеваниями.
Кроме того, выяснилось, что две трети шестилеток не умеют даже правильно сидеть на стуле, а это отражается на их физическом развитии. Процентов сорок ребят не имеют так называемой моторной зрелости, то есть добротных двигательных навыков. Но самое неожиданное: примерно треть мальчишек и девчонок крайне редко бывают на свежем воздухе, совсем не любят гулять!
Теперь помножим приведенные выше данные на строгую дисциплину школы, на неторопливое, унылое шествование ребенка по школьным коридорам (как того требуют некоторые придирчивые педагоги) и сможем убедиться, что двигательные навыки должны постоянно ухудшаться. А это скажется и на успеваемости и вообще на умственной деятельности.
Выход один – привить ребенку вкус, любовь к движениям, постоянное желание бегать, прыгать, играть. Задача даже проще: не надо гасить в самом детстве живительную страсть двигаться.
Набегавшись после уроков в школьном дворе или в соседнем парке и подкрепившись в столовой обедом, наши шестилетки засыпают – дневной сон им необходим.
Свернулся калачиком Сережа Иванчиков, заснула, даже забыв снять очки, Богуслава, тревожно ворочается быстроглазая Таня Скачко. Людмила Ильинична знает: нужно подойти и погладить ее по голове или просто положить руку на плечо – тогда Таня заснет. Она так и делает, а потом, обернувшись, подносит палец к губам: «Потише, пожалуйста».
Это пришли в гости к Пестовой ее бывшие ученицы, сейчас они уже в третьем классе. Пришли сюда, в спальню шестилеток, чтобы помочь Людмиле Ильиничне уложить ребят, самим подготовить уроки на завтра или просто посидеть, поговорить негромко со своей прежней учительницей о делах, о школе, о новых друзьях. Каждый день приходят они сюда в тихий час. Потому что с Людмилой Ильиничной всегда интересно. Настолько, что девчонкам из третьего порой очень хочется назад, в класс для шестилеток.
Это ли не лучшая похвала для учителя!
– Чего я хочу от моих малышей? – задумалась Людмила Ильинична. – Наверное, лишь одного – чтобы они полюбили свою школу. Как добрый свой дом. Читать, писать, решать задачки они научатся в любом случае. А вот научить любить и уважать дом, где помогают тебе вырасти и окрепнуть, гораздо труднее. Жаль, что не всегда это получается. Но будем стараться...
В шестьдесят шестой школе привыкли к самым маленьким ученикам в одинаковой красно-синей форме. Перед ними расступаются, дают дорогу, опекают бережно и трогательно. Что может быть чище, бескорыстней этой заботы детей о детях!
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.
О модном увлечении с беспокойством и без восторгов