Гончар – редкая в наши дни профессия. Тем радостней встреча с мастером-гончаром, хранителем старинных народных традиций и в то же время современным художником, сумевшим привнести в традиционные формы и пластику гончарных изделий, и дух нашего времени. Вячеслав Рысцов – именно такой художник, сочетающий в своем творчестве необычайную цельность образного мышления народного мастера и ищущий все более сложные эмоциональные формы самовыражения.
Рысцов – гончар потомственный. В древней Ахтырке, что на реке Ворскле, близ гоголевской Диканьки и Опошни – старинного центра украинской керамики, живет дед Вячеслава, Василий Афанасьевич Коробка. Он-то и обучил внука своему ремеслу. А внук, казалось бы, не проявлял особого рвения к гончарному делу и поступил в Харьковский государственный университет имени А. М. Горького на отделение украинского языка и литературы. Но судьбе все-таки было угодно возвратить все на «круги своя»: каникулы Вячеслав проводил в Ахтырке. помогал деду, а у себя, в Харькове, поставил гончарный круг, сложил «печку» и стал делать горшки – «тыквы», «горнятки», «макитры», «глечики» – все то, что делал дед. Гончарные изделия Вячеслава сразу стали популярными, и не только потому, что украинские хозяйки, мастерицы приготовления «смачных страв», стремятся запастись необходимой гончарной посудой, но и потому, что керамика Рысцова отличается особой теплотой и красотой. Посуда его уютная, домашняя и очень удобная. Вячеслав редко прибегает к лепному декору, тактично и осторожно орнаментирует свои изделия, сохраняя чистоту силуэта и округлость кувшинов и горшков: посуда ведь обиходная, каждодневная и не пристало ей выпячиваться, мешать хозяйкам причудами лепных деталей.
Рысцов применяет различные приемы декорирования – глазурь, роспись ангобами и цветными пигментами, лепку. И все-таки чаще всего он обращается к терракоте. Гончар умело находит то единственное решение, которое естественно и ненарочито связывает материал, форму и декор изделия, следуя неопровержимой логике истинно народного представления о красоте и пользе вещей.
Он еще и поэт. Когда читает свои стихи, завораживает, околдовывает украинская мова, и кажется, что динамику стихам его задает рабочий бег гончарного круга. Мотивы литературной украинской классики звучат в керамических работах Рысцова: напольной вазе «Сватание на Гончаровке», серии декоративных горшков «Украинские казаки», скульптурных композициях «Казаки кашу едят» и «Троистые музыки»...
Вячеслав Рысцов закрывал свою выставку в Звездном городке. Зал Дома космонавтов, где была развернута экспозиция, напоминал украинский хутор: цвели знойные подсолнухи, на покосившемся плетне распластался затейливый рушничок, а на кольях грели бока, прожаривались кринки. И было полное ощущение звенящего малороссийского лета...
В 1-м номере читайте о русских традициях встречать Новый год, изменчивых, как изменчивы времена, о гениальной балерине Анне Павловой, о непростых отношениях Александра Сергеевича Пушкина с тогдашним министром просвещения Сергеем Уваровым, о жизни и творчестве художника Василия Сурикова, продолжение детектива Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.