Единственная отрасль, где число занятых падает – сельское хозяйство, – также нуждается в притоке большого числа молодежи. Сельское хозяйство пока самая трудоемкая отрасль, только в колхозах и совхозах занята пятая часть рабочей силы страны. Кроме того, среди его работников сильно повышена доля пожилых людей. Правда, в ряде мест, особенно в Средней Азии, в селе существуют избытки трудовых ресурсов; из таких мест целесообразно значительное усиление оттока молодежи. Но, с другой стороны, в Российском Нечерноземье, Сибири и ряде других районов страны работников в селе сильно не хватает. Нужно, чтобы здесь оставалось возможно больше молодежи местной, чтобы сюда ехала молодежь из других мест.
Наконец, громадное количество новых работников потребует сфера обслуживания в широком смысле слова: торговля и общественное питание, жилищно-коммунальное хозяйство, пассажирский транспорт, связь и т. д. Заметим, что число занятых в этих отраслях росло в несколько раз быстрее, чем в материальном производстве, и этот рост неизбежно продолжится и тогда, когда прироста трудовых ресурсов в стране почти не будет, ибо растет число тех, кого надо обслуживать, рост жизненного уровня неизбежно вызывает увеличение потребностей в услугах, а уровень работы этой сферы далеко не всегда нас удовлетворяет.
Какое огромное разнообразие возможностей! Профессии, специальности, рабочие места – на любой вкус!
Вкусы, естественно, очень различны, поэтому, выбирая профессии и места работы, очень многие молодые люди меняют и места жительства: переезжают из деревни в город и в обратном направлении, с юга на север и с севера на юг, с запада на восток и обратно. В эти годы тяга к перемене мест особенно сильна, никогда потом человек не будет столь подвижен, как в первое после школы десятилетие.
Одна из главных забот выпускника общеобразовательной школы – получение профессии.
В недалеком будущем, после осуществления реформы школы, все ее питомцы будут выходить из школы с профессией. Но пока этого нет, посмотрим, каковы все-таки возможности выбора?
Значительная часть выпускников поступит в одногодичные училища системы профессионально-технического образования и выйдет из них с профессией и относительно высокой квалификацией, особенно по тем профессиям, которые не требуют обязательно длительного практического обучениия.
Другие окончат разного рода кратковременные курсы, дающие основы профессии.
Третьи пройдут бригадное или индивидуальное обучение на производстве.
Заметим, наконец, что многие юноши получат хорошие технические профессии в армии.
Выбор, как видим, очень широк.
Но, кроме этого, перед каждым выпускником общеобразовательной школы остается открытой дорога высшего и среднего специального образования параллельно с профессиональной работой. Очень многие учатся в вузах и техникумах по вечерам или заочно. Путь, что и говорить, не из самых легких, однако дающий во многих случаях особенно ценных специалистов, особенно хорошо подготовленных практически. У них, как правило, не бывает обычной для выпускника дневного вуза длительной поры адаптации к производству.
Стоит отметить, что высокое общее образование вступающего ныне в трудовую жизнь поколения – громадное его преимущество перед всеми предыдущими. Только с конца 70-х годов среднее образование молодежи стало всеобщим. Специалисты по труду хорошо знают, что люди со средним образованием легче и быстрее осваивают прогрессию, быстрее достигают высокой квалификации, легче «перенастраиваются» при изменении технологии, освоении новой техники.
Государство очень много дало нынешним выпускникам и, естественно, ожидает от них высокой отдачи. Как знает читатель, перед страной стоят большие и сложные проблемы, разрешение которых необходимо для дальнейшего успешного движения вперед. Глобальная проблема, задача задач, – перевод экономики на интенсивный путь развития, то есть такой, когда экономический рост достигается не увеличением используемых ресурсов, а лучшим, более эффективным их использованием. В частности, поколение нынешних выпускников должно быть значительно производительнее любого предыдущего поколения. Молодежь, несомненно, внесет очень большой вклад в решение Продовольственной программы, в выполнение Энергетической программы, в подъем Нечерноземья, развитие Западно-Сибирского нефтегазового комплекса, хозяйственное освоение зоны БАМа и другие важные дела.
Первые годы после школы – это время наиболее интенсивного освоения человеком реальной действительности, знакомства с живой жизнью. Эта живая жизнь оказывается много сложнее, красочнее, противоречивее книжных представлений о ней. В новой, «взрослой», жизни меняется видение мира. Оно становится, как говорят некоторые социологи, «цветным», вытесняя прежнее детское «черно-белое»; в нем появляются «полутона», оттенки, переходы. Взрослеет душа.
Сейчас процесс адаптации юного человека ко взрослой жизни во всей ее сложности и многообразии несколько осложнен тем обстоятельством, что общеобразовательная школа дает недостаточное трудовое воспитание и практически не дает трудовой подготовки. Эти ее недостатки будут устранены грядущей реформой, однако плоды этой перестройки достанутся выпускникам будущего. Недополученное от школы выпускник должен наверстать в самые ближайшие годы, прилагая к этому больше собственных усилий. Ибо, если «блажен, кто смолоду был молод», то и «блажен, кто вовремя созрел». Своевременная житейская, трудовая, гражданская зрелость – залог интересной, гармоничной, полнокровной жизни.
Краеугольный камень такой жизни – труд. Именно поэтому статья и посвящена началу трудовой жизни. Однако, кроме труда, в жизни много иного. Годы окончания школы – время любви. Вскоре после окончания школы многие вступают в брак, заводят собственную семью. Все ждут радостей любви. Не все готовы к ее трудностям. В нынешней любовно-брачно-семейной жизни, как знает наш читатель, много сложностей. Давно и хорошо известно, что между трудовой жизнью человека и его любовной и семейной жизнью существуют довольно-таки тесные связи. Человек, счастливый в любви, – лучший работник. Скажу больше – любовь вдохновляет. Вдохновение обостряет способности человека, рождает поэтические взлеты и научные открытия, ведет к трудовым достижениям и рекордам. Но и успешная трудовая жизнь, в свою очередь, способствует высокому эмоциональному настрою человека, благоприятствует любви и семейным радостям.
Страна создала благоприятнейшие условия для счастливой жизни тех, кто вступает во «взрослую жизнь». Эти условия надо наилучшим образом использовать.
В добрый путь!
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.