Гарри Белафонте: «Пусть умолкнут пушки войны»
...Гамбург. Семьдесят тысяч человек на стадионе. Столько же, если не больше, на прилегающих к спортивной арене площадях и улицах крупнейшего порта Западной Германии. Уже несколько часов длится концерт, завершающий невиданную по масштабам акцию сторонников мира ФРГ. Люди остаются на местах, даже когда начинается проливной дождь. Все ожидают главного. И вот в лучах мощных прожекторов – советская певица Жанна Бичевская и американский певец Гарри Белафонте. Они поют вместе.
Когда о любви говорит влюбленный
И вторит ему морская волна,
Это и есть песня мира.
Если мы вместе ее запоем,
Пушки войны умолкнут навек,
Мир на земле наступит!
Весь стадион подхватывает последние строки...
«Концерт в Гамбурге показал, на что мы способны. Нас поддерживает большинство», – скажет Гарри Белафонте полгода спустя в Москве. Он приехал в советскую столицу как президент международной организации «Деятели культуры и искусства за ядерное разоружение» (ПЭНД-интернейшнл). Эта организация создана по инициативе неутомимого и страстного продолжателя дела Поля Робсона и Пита Сигера, человека, олицетворяющего ныне совесть Америки, – Гарри Белафонте. Призыв Белафонте сплотиться в единый фронт, чтобы противостоять нависшей над планетой угрозе ядерной катастрофы, поддержали известные актеры и исполнители, деятели культуры США, европейских стран, в том числе Советского Союза.
– Авторитет артиста в мире необычайно высок, – говорит Гарри Белафонте. – К его сильному голосу прислушиваются миллионы, а это особая миссия – заставлять людей не оставаться безучастными и пассивными. Однажды мне пришлось давать интервью американскому телевидению. «Действительно ли вы верите, что люди искусства способны что-либо изменить в мире?» – задал вопрос репортер. Я напомнил ему несколько примеров из прошлого. Во время грязной войны империализма во Вьетнаме мы, американские артисты, выступили вместе против эскалации военных действий в Индокитае. До сих пор Америка помнит организованный прогрессивными деятелями культуры марш на Вашингтон, когда сотни тысяч человек пели песню Джона Леннона «Дайте миру шанс». Так почему же подобное не может повториться?
Мы несем людям правду. Ту правду, которую они не найдут в газетах и журналах, не услышат по радио и телевидению. Я артист, певец. Выступал и буду выступать перед теми, кто желает знать правду.
Контакты между нашими странами в области культуры сведены практически к нулю. Но я верю: советские и американские художники, действуя вместе, наведут мосты взаимопонимания. Разум в конце концов должен восторжествовать.
...Я прошу Гарри Белафонте рассказать немного о себе. Помнит ли он самый первый выход на сцену?
– Вообще-то у меня было два первых выхода. Сначала в качестве актера театрального и только потом – певца. Родился и вырос я в негритянском гетто Нью-Йорка – Гарлеме. После войны служил во флоте, а потом вместе с тысячами соотечественников оказался никому не нужным. Долго слонялся в поисках случайного заработка, с трудом сводил концы с концами. Однажды меня попросили потаскать ящики в овощной лавке, а вместо денег дали за работу билет в расположенный неподалеку театр. Играли в театре такие же, как я, безработные, так что мне оставалось только предложить свои услуги...
Пьесы мы писали сами, старались, чтобы они были доступны и понятны гарлемским беднякам. Ставили драмы из негритянской жизни, комедии с песнями и танцами. Они пользовались особым успехом, ибо человек, в каких бы условиях ни жил, всегда нуждается в музыке, веселье. В спектаклях я исполнял народные песни, в основном экзотические мелодии острова Калипсо, что в Карибском море.
Мои родители были родом оттуда, многому я научился у мамы.
На одном из спектаклей нашего театра «Драматик Уоркшип» присутствовал великий певец черной Америки Поль Робсон. В антракте он зашел за кулисы, крепко пожал мне руку и сказал: «Тебе, дружище, надо серьезно заняться пением». Сам предложил помощь, и ему я обязан началом своей исполнительской карьеры. Долгие годы нас с Полем связывали узы дружбы, он много рассказывал о поездке в Советский Союз. Как мне хотелось все эти годы снова приехать в Москву, ведь я однажды уже бывал в советской столице! Мечта, как видите, стала реальностью.
...Перечислить все, сделанное Гарри Белафонте в искусстве, не представляется возможным. Опыт работы в театре позволил ему плодотворно работать в кинематографе. Появиться на экране и произнести дежурный набор банальностей пытались многие эстрадные исполнители. Тонко и проникновенно высказать устами своего героя важное, по-человечески необходимое смог далеко не каждый. Даже став в американском кинобизнесе человеком уважаемым, Гарри преодолевал множество невероятных барьеров на пути к собственному «я». В одном из интервью он дал кинематографу США такую характеристику: «Для того, чтобы выразить в кино США свою собственную позицию, нужно пробиться через массированные бастионы тех, кто контролирует все пути к свободе творчества».
Руководствуясь своими политическими убеждениями, Гарри Белафонте отказывается от карьеры исполнителя эстрадных песенок-однодневок. «Даже если бы мне предложили миллион, я не стал бы петь строчки типа «любит-не любит». Не считаю необходимым жертвовать собственной совестью артиста в угоду музыкальному бизнесу».
– Это стало своеобразным девизом моего дальнейшего творчества, – продолжает рассказ Гарри Белафонте. – Не считаю себя пустъгм романтиком, занимаясь политической и общественной деятельностью. В мире так много сложностей, несправедливости и насилия. Были убиты Мартин Лютер Кинг, братья Джон и Роберт Кеннеди, жертвой Америки стал Джон Леннон... Мы рискуем, и очень сильно рискуем, в этой стране, где у расистов развязаны руки, а богачи и политики не обращают ровным счетом никакого внимания на чаяния людей. Если сидеть сложа руки, победят те, кто толкает мир в ядерную пропасть. Мир нужно сохранить, но прежде надо завоевать сердца и симпатии простых людей.
В 1-м номере читайте о русских традициях встречать Новый год, изменчивых, как изменчивы времена, о гениальной балерине Анне Павловой, о непростых отношениях Александра Сергеевича Пушкина с тогдашним министром просвещения Сергеем Уваровым, о жизни и творчестве художника Василия Сурикова, продолжение детектива Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.