«Да, легко давать советы, – слышу я читателя-скептика. – Чужую беду – руками разведу... Сам-то, небось...»
Сам я поступал в Московский университет через четыре года после окончания средней школы, поездив по стране и поработав в нефтяной промышленности, и именно в этой работе выбрал то, чему потом учился в университете и чем занимаюсь до сих пор. Не знаю, как другим, но лично мне позднее высшее образование пошло только на пользу.
То научное подразделение, в составе которого я работаю, уже два десятилетия изучает жизненные пути молодежи. В частности, многократно проводились специальные социологические обследования выпускников общеобразовательных школ Новосибирска и Новосибирской области: перед выпуском, осенью в год выпуска, через три года, через пять, через восемь лет...
Сразу после вступительных экзаменов в вуз, те, кто их не выдержал или не прошел по конкурсу, чувствовали себя очень плохо, воспринимали этот факт весьма драматично, если не трагично. Поступившие в вуз, естественно, чувствовали себя счастливчиками.
А что было через восемь лет?
Через восемь лет бывшие счастливчики не производили особо радужного впечатления, а бывшие неудачники совсем ими теперь не казались. Приведу только три примера.
Инженер-технолог. Работает на большом машиностроительном заводе. Вступительные экзамены в вуз в свое время сдал хорошо и по конкурсу прошел без труда. На завод пришел сразу из вуза. До недавнего времени был «молодым специалистом» (три года после выпуска). Заработок небольшой, работа неинтересная, живет в общежитии. Общая самооценка удовлетворенности жизнью – тройка (по пятибалльной шкале), удовлетворительно.
Слесарь-лекальщик на машиностроительном заводе. В институт не прошел по конкурсу. До армии поработал на стройке. После армии поступил на завод. Специальность сложная. Вершин мастерства еще не достиг. Имеет пятый разряд. Заработки хорошие, примерно вдвое выше, чем у молодого инженера. Работа интересная. Женат, имеет одного ребенка. Живут в однокомнатной квартире, подходит очередь на расширение. Общая оценка удовлетворенности жизнью – четверка (хорошо).
Преподаватель английского языка в вузе. В иняз поступила с первой попытки, окончила вуз очень хорошо, довольна работой и коллегами, состоит в заочной аспирантуре, собирается вскоре защищать диссертацию; жилищные условия таковы, что в нашей анкете не нашлось нужной градации – небольшая родительская семья живет в просторной трехкомнатной квартире; доходы очень высоки. Все идет по высшему уровню. И вдруг – самооценка удовлетворенности жизнью – та же троечка, что и в первом случае. В чем дело? Скорее всего в том, что нет собственной семьи; замужем еще не была.
Как видим, ни поступление в вуз, ни его окончание жизненного успеха еще не гарантируют, во всяком случае – в юности. Диплом есть – а счастья нет. Хорошо, однако, известно, что высшее образование резко повышает запросы человека, его притязания, его требования к жизни. И, чтобы их удовлетворить, человек с вузовским дипломом довольно часто идет работать руками, то есть становится рабочим.
Вот вполне типичный пример, который позаимствован из только что вышедшего журнала «ЭКО».
На заводе создали конструкторский отдел. Потребовались начальник, заместитель и остальной персонал. Главный инженер обратился в отдел кадров. «Чего проще, – ответили ему, – у нас достаточно специалистов интересующего вас профиля занято на рабочих местах. Ищите, предлагайте». И пододвинули картотеку. Действительно, их оказалось много, выпускников вузов, работающих токарями и слесарями высоких разрядов. Приглашенные сперва загорались предлагаемой интересной, творческой работой. Но только речь заходила о заработной плате, быстро тускнели... Не соглашались инженеры-токари менять профессию...
По данным Всесоюзной переписи населения 1979 года, девять процентов рабочих, занятых в народном хозяйстве страны, имели высшее и среднее специальное образование. Разумеется, в народном хозяйстве есть рабочие места, на которых очень и даже необходимо иметь среднее техническое образование. Но таких мест не так уж и много.
Так стоит ли тратить пять лучших лет жизни для того, чтобы получить знания, которые не будут использованы, без которых человек легко может обойтись? Зачем занимать в вузе место, очень нужное кому-то другому? Да и для государства вузовская подготовка человека, который в будущем станет рабочим, крайне расточительна. Дело не только в том, что на подготовку инженера государство затрачивает пять-шесть тысяч рублей. Куда важнее то обстоятельство, что эти пять лет человек не работает в народном хозяйстве. В последнее время на одного занятого в народном хозяйстве страны приходится ежегодно более трех тысяч рублей национального дохода. Значит, оттого, что человек пять лет не работал, а учился в вузе, страна дополнительно теряет более 15 тысяч рублей. Так что с какой стороны ни подойти – неудачный выбор вуза крайне невыгоден как самому человеку, так и обществу в целом. Иное дело – перемена профессии на равноценную, равнозначную, работа на гранях разных профессий. Скажем, некоторые историки, экономисты, философы стали талантливыми социологами; люди многих профессий работают в журналистике, нередко даже лучше тех, кто окончил факультеты именно журналистики. И все же такие случаи относительно редки. Несомненно, что лучше выбирать специальность, требующую высшего образования, исходя из склонностей и способностей, представляя по возможности особенность этой профессии, видя не только ее парадный фасад, но и будничную изнанку. И стоит осторожно относиться к моде, которая в этом деле проявляется очень заметно и способна приводить к весьма неоптимальным решениям. Так, скажем, в мои студенческие годы очень модны были геология и география, конкурсы были крайне высоки, толпами шли в эти профессии девушки. Однако работа, особенно геолога-полевика, крайне плохо вяжется с другими функциями женщины, прежде всего с ее ролью жены, матери, хозяйки. Сегодня односторонний, негативный подход к семейным ролям женщины преодолен, хотя, может быть, и не до конца.
Примерно половина юношей и девушек, рожденных в 1967 и ближайших последующих годах, станет рабочими и служащими без высшего и среднего специального образования. Каковы их трудовые перспективы? Что может предложить им народное хозяйство, что и из чего они могут выбрать?
До настоящего времени все отрасли народного хозяйства, кроме сельского, развивались с увеличением числа занятых в них работников. Кроме того, везде нужны люди для восполнения уходящих на пенсию и выбывающих по ряду других причин. Читатели, конечно, знают, что рабочие вакансии есть у подавляющего большинства предприятий, строек и учреждений, о чем красноречиво говорят повсеместно развешанные объявления: «Требуются, требуются...»
Где же эти потребности больше всего?
Третья часть всех рабочих и служащих занята в промышленности. Несомненно, что именно сюда и направится наибольшая часть выпускников школы. Но промышленность чрезвычайно разнообразна. Где наибольшие потребности в рабочей силе?
Больше всего и прежде всего – в машиностроении, которое определяет технический уровень всего народного хозяйства. Далее – в новейших, интенсивно развиваемых отраслях, таких, как химия, радиоэлектроника и т. д. Наконец, в некоторых старых многолюдных отраслях, вроде текстильной, где условия труда в некоторых отношениях менее хороши, чем в новых отраслях, и откуда поэтому происходит переход работников в другие отрасли.
Очень велики потребности в дополнительных рабочих и в строительстве. Почти повсеместно в стране идет громадное промышленное и транспортное строительство, и везде возводится очень много жилья, а также школ, больниц, клубов, кинотеатров и т. д.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.
Политический детектив