Крайне любопытным типом метрополитена является также подземный путь под Южными Альпами Новой Зеландии, в городе Отира. В деле электрификации страны это сооружение явилось первым для Новой Зеландии.
Просверливание твердых горных пород потребовало до 1/4 миллиона тонн взрывчатых веществ. Работы по просверливанию нор были начаты одновременно с 2 - х концов и при соединении обеих партий оказалось, что уклонение было всего в 37 миллиметров, с такой точностью велся расчет по компасу.
Туннель этот, уничтожив естественную преграду - горы, - дал возможность быстрого и легкого сообщения между городами. В зимнее время туннель имеет - вид сталактитовой пещеры со сплошной бахромой висящих с потолка аршинных ледяных сосулек.
Любопытный «пешеходный метрополитен» сооружается в одном из городов Южной Америки. Под улицей, в туннеле устроены 4 линии тротуаров: по одной идут люди, а 3 остальные являют собой движущиеся полосы, при чем движение производится с тремя разными скоростями: 15,30 и 40 км в час. Для наибольшей скорости установлены скамьи. Движущиеся тротуары имеют направление - по правой стороне улицы - направо, и по левой - налево. На скрещении улиц - остановки и лифты подымают окончивших путь наверх, на улицу.
Автобусы не дают много пищи фантазии. Как его ни брать - это всегда остается многоместный автомобиль - и только. Но техника стремится к улучшению систем для достижения наибольшего комфорта пассажирам и наибольшей экономии - эксплуатирующему обществу. Последняя модель автобусов - это шестиколесное шасси, на котором расположена двухъярусная кароссери; в смысле экономии эти автобусы признаны вне конкуренции. Все колеса снабжены тормозами, а задние соединены между собой. Обыкновенный 4 - колесный тип шасси не является достаточной опорой для громоздких 2 - этажных автобусов.
Трамвай остается все - таки излюбленным способом городского и междугородного транспорта; но и в эту область зарубежная техника внесла много улучшений и усовершенствований. В Англии - в Ливерпуле, Глазго и друг, городах введен безрельсовый трамвай. Колеса вагонов снабжены шинами и могут двигаться по обыкновенной дороге. Трамвай получает ток от двух проводов через 2 токоприемника. Эти токоприемники свободно вращаются у основания, что дает возможность трамваю несколько отходить от проводников тока.
Берлин высчитал, что при обыкновенном трамвае на каждого пассажира приходится около 230 кг «мертвого веса», вследствие того, что вагон весит 13 тонн, а вмещает всего 57 пассажиров. Общество Берлинского трамвайного сообщения решило поэтому заменить прежние вагоны - алюминиевыми, которые будут весить всего 4 тонны с небольшим.
При этом всячески стремятся уберечься от столкновений при сильном уличном движении.
Статистика показывает, что 17% ночных катастроф происходит от недостатка освещения. Яркие лампы устанавливаются высоко у проводов на определенных промежутках. Каждая лампа освещает золу в 1,2 метра ширины и 22 метра длины. Каждая лампа поднята на высоту 7 метров. Эта система образует ряд ярких пятен вдоль трамвайной линии, при чем между освещенными пространствами почти нет «мертвых точек».
В Англии недавно был предложен тип однорельсового трамвая, могущего мчаться с головокружительной быстротой. Изобретатель демонстрировал модель перед комиссией инженеров, которые признали, что этот тип является крайне выгодным для крупных центров. Станции трамвая этого типа расположены на поверхности земли, а все движение происходит под землей, в узких трубах - туннелях. Вагон держится прямо при помощи колеса, захватывающего рельсу вверху над нагоном. В конечном итоге этот трамвай требует также путь из 2 - х рельс, но они расположены одна над другой.
Этот трамвай прямо по трубе, глубоко под землей, вынырнет на 1/а минуты на поверхность земли и вновь ныряет в глубину. Такое волнообразное движение, по утверждению изобретателя, придает трамваю максимум скорости.
Трамваем - курьезом может, быть назван любопытный трамвай - шлюпка, обслуживающий одну из окраин Гельсингфорса. Плывя по воде, как моторная лодка, он, выползая на берег и став на рельсы, продолжает свой путь, как трамвай.
Самой последней новостью в области трамваестроения является - аэротрамвай. Изобретатель его - французский инженер Лор - работал 11 лет над окончательной выработкой системы. Он является однорельсовым типом, при чем вагон подвешен к рельсам, движется при помощи пропеллера и имеет форму дирижабля. Размеры вагона 12 м длины, 2 метра ширины и 2 метра высоты; пропеллер размером в 3 метра.
Вагон будет сделан из дюралюминия, что даст ему крайнюю легкость и будет вмещать от 60 до 100 пассажиров. Быстрота движения - 60 миль в час, или 1 миля в минуту. Вагон подвешен к рельсе тремя парами двойных колес. На одном конце его установлен аэропланный пропеллер с газолиновым или электрическим двигателем. Пропеллер - новейшего типа, делающий 2000 оборотов в минуту. Вагон может двигаться в обоих направлениях. В случае необходимости к вагону с пропеллером можно прицепить 2 вагона еще и образовать таким путем аэро - поезд.
Главное преимущество этого типа, помимо исключительной скорости, - его крайняя дешевизна, вследствие чего стоимость трамвайных билетов дойдет до 1/3 нынешней цены. Первая линия будет проложена между Парижем и его пригородом Сен - Дени.
По плану линия сможет обслуживать в течение года свыше 2.000.000 пассажиров. Вагон прикреплен к рельсе таким образом, что всякая возможность обрыва его устранена.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.