НАД ПАРИЖЕМ, над Марселем и Лионом, над всей, Францией громко и настойчиво слышен голос французских комсомольцев и коммунистов: «А ба ля гep дю Марок!», «Долой Марокканскую войну», «немедленный мир с риффами!» - требуют они от своего правительства. «Соединяйтесь для требования немедленного мира!» - обращаются они ко всем молодым рабочим и крестьянам Франции. «Братайтесь с риффами!» - призывают они солдат действующей армии.
В Марокканских горах, под знойным небом Африки небольшое арабское племя риффов, возглавляемое Абд Эль - Керима, мужественно борется за свою независимость. Бесправная колония европейского капитала хочет самостоятельно, мирно строить свою жизнь. Это противоречит интересам «Банк де Пари» (Парижского банка), «Комитэ де Фор» (комитета тяжелой индустрии) испанских и голландских банкиров.
В угоду им нынешнее французское правительство Пенлеве, Бриана и Кайо отдает подкоманду генерала Лиоте десятки тысяч молодых рабочих и крестьян и приказывает им: «приведите риффов в повиновение». Эго - то самое правительство, которое 11 мая 1924 года пришло к власти благодаря лозунгу «Да здравствует мир».
Не успели вновь расцвести каштаны на парижских бульварах, как заговорили молчавшие в течение 7 лет пушки. Горячими струями полилась кровь, снова появились военные сводки на столбцах газет. Началась война в Марокко.
С резким протестом против Марокканской войны выступили французский комсомол и компартия. Лозунг и дело Либкнехта и Ленина - «Война войне» претворяется ими в жизнь. Войну империалистическую они превращают в войну гражданскую, вместо борьбы с риффами и Абд - Эль - Керимом они борются со своим собственным правительством.
Опыт антимилитаристской работы в Руре был полностью использован французскими товарищами в дальнейшем. Работа распадается на 2 части: общеагитационную среди призывных до вступления их на действительную службу и работу непосредственно в рядах армии.
Первую работу союз проводит как среди рекрутов, так и вообще в рабочих массах во время происходящих во Франции 3 раза в год наборов.
Перед каждым набором выдвигаются новые лозунги, удачно приноровленные к условиям данного политического момента. При наборе распространяется специальная агитационная газета «Новобранец», и одновременно издается целая серия листовок, которые расклеиваются на стенах фабрик и распространяются по всем городам и деревням.
Благодаря мероприятиям комсомола, удалось получить адреса почти всех наших товарищей новобранцев, и контроль союза над находящимися в армии членам почти так же полон, как контроль в предприятиях, при чем союз требует от членом комсомола в казарме такой же антимилитаристской работы, как и на фабрике.
Благодаря плохой жизни французских солдат и моряков, комсомольское слово всегда попадает на благодатную почву. Вот что пишет о жизни французских солдат из Парижа тов. Р. Ж.
Молодой рабочий, переступающий пороги казармы во Франции, должен забыть о своих убеждениях. Он не имеет права состоять членом какой - либо организации, кроме патриотической; он не имеет права читать рабочей газеты, не имеет права голоса вовремя выборов в парламент. Армия - это громадное немое существо, которое обязано защищать интересы капиталистов, фабрикантов, банкиров и спекулянтов.
В 88 - м пехотном полку один наш товарищ был брошен в тюрьму на 8 месяцев только за то, что научил товарищей по батальону петь «Интернационал». При отправлении в тюрьму солдат, ведущих или пытавшихся вести революционную пропаганду, совершенно не считаются с состоянием их здоровья. Доктор в таких случаях всегда делает отметку: «Наказан за пропаганду. Здоров» (и это несмотря на тяжелую болезнь).
Во Франции не только за политическую пропаганду, но и за самые раз личные пустяки солдат отправляют в ужасные, славящиеся на весь мир дисциплинарные батальоны «бириби» в Африке. Там заставляют дробить камни под нестерпимым африканским зноем в 60 градусов. Остановиться, отдохнуть нельзя, иначе - плеть, железная дубина, или же горячий карцер, где дают только литр супа в четыре дня.
В сентябре 1924 года в Майнце состоялся суд над французскими солдатами комсомольцами, коммунистами и сочувствующими за ведение пропаганды во французских войсках Рурской области. Свыше 100 человек было приговорено к разным срокам наказания. Во время производства следствия наши товарищи подвергались невероятнейшим пыткам. Тов. Досковский, один из активных работников, боясь, что он не выдержит этих пыток, покончил в тюрьме самоубийством.
В таких условиях нам приходится вести свою работу в воинских частях.
Патриотическая агитация газет также немало затрудняет нашу работу. В противовес им издается специальная газета для солдат и моряков «La Caserne» (казарма), которая пользуется большой популярностью среди последних.
Ныне при первых выстрелах в Марокко комсомол Франции еще больше усилил свою антимилитаристскую работу. Им выпущены воззвания ко всем молодым рабочим и крестьянам, обращения к солдатам, плакаты, специальный № «Авангарда». С парламентской трибуны Жак Дорио, быв. генеральный секретарь КСМФ, громит французское правительство, разоблачая сущность Марокканской авантюры. Комсомольцы идут в казармы, агитируют солдат, моряков, призывают к братанию с риффами.
«Юные товарищи!» - обращается ЦК КСМФ к молодым рабочим и крестьянам - «Война в Марокко возобновляется. Борьба будет продолжительной и кровопролитной. Риффы, защищающие свою землю, будут бороться с мужеством отчаяния. Уже мобилизованы все алжирские гарнизоны, и из Франции отправляются сильные подкрепления. Разыгрывается современная война, которая будет стоить жизни тысячам наших братьев.
Юные товарищи! Коммунистическая партия - единственная партия, систематически разоблачавшая опасности войны в Марокко, призывает всех рабочих на борьбу, дабы предотвратить эту новую бойню. Вы, молодежь, будете первыми жертвами. Мы призываем вас заодно со всем рабочим классом бороться против французских империалистов.
Уже 12.000 с нашей стороны убито, новые тысячи брошены в марокканское осиное гнездо. Мы не хотим новых колониальных экспедиций. Требуйте вместе с нами:
В 1-м номере читайте о русских традициях встречать Новый год, изменчивых, как изменчивы времена, о гениальной балерине Анне Павловой, о непростых отношениях Александра Сергеевича Пушкина с тогдашним министром просвещения Сергеем Уваровым, о жизни и творчестве художника Василия Сурикова, продолжение детектива Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.