ЧЕМ ЯРЧЕ ДЕНЬ - тем краше луг. Едва только заблестит весеннее солнце, как начинают выглядывать на свет самые разнообразные цветы.
Уже в конце марта начинается цветение голубой и белой перелески в лесах и мать - и - мачехи на глине и песке в самом начале апреля начинается цветение белой ольхи и орешника. Пробивающаяся из - под земли зелень становится все ярче и гуще.
Но попробуйте в это время весенней раскраски всей природы лишить зелень солнечного света. Попробуйте просто прикрыть коробкой, а то и самой обыкновенной зимней шапкой, кустик, например, одуванчика на лугу или горшок с комнатный цветком. Прикройте так, чтобы воздух к растению проходил, но не попадало бы ни луча света. Поливайте прикрытый цветок, чтобы он не усох. И что же? Через несколько дней, а то через неделю вся зелень листьев пропадет. Листья побледнеют, побелеют, как бумага. А если их держать во тьме и дальше, то и весь кустик совсем погибнет. Откройте потом побледневший во тьме цветок и поставьте его на солнце. Дня через два вы его не узнаете: он опять густо зазеленеет, как будто солнечные ЛУЧИ окрасят его сами в изумрудный цвет весны, цвет лесов и лугов.
НО ПОЧЕМУ растения на свету зеленеют, а во тьме белеют? Чем красит растение солнечный свет? Заводится ли в листве от солнечного света какая - нибудь краска?
Да, заводится. Эта краска - листозелень, или хлорофилл. И ее не трудно добыть из растения: накрошите ее ножом, обдайте потом кипятком, слейте кипяток и залейте эту обваренную зелень крепким спиртом. Через несколько часов у вас получится прекрасного, густо - зеленого цвета настойка. Возьмите немного этой настойки в маленький пузырек из - под капель, прибавьте к настойке 10 - 15 капель эфиру и взболтайте хорошенько ваш пузырек с настойкой. Вся зелень целиком перейдет из спирта в эфир. Тогда капните на чистое стекло этого эфира с зеленой настойкой, подуйте на каплю, чтобы она скорее высохла и от капельки у вас останется на стекле пятнышко черноватой пыли - тончайшего порошка листозелени (или хлорофилла). Если вы капните потом на порошок опять спиртом или эфиром, хлорофилл растворится в капле, и она снова зазеленеет и заблестит, как изумруд.
ЕСЛИ ВАМ УДАСТСЯ рассмотреть тоненький ломтик зеленого растения под микроскопом, то вы увидите, что все составные части растения (похожие на маленькие пузырьки или коробочки и называемые клетками) набиты зелеными зернышками хлорофилла.
Почти на каждом зеленом зернышке будет сидеть по ярко блестящей, прозрачной крупинке. Точно таких же крупинок вы еще больше добудете из ломтика картофеля. Капните на них капельку йодной настойки, и ваши крупинки посинеют. То же самое будет, если вы возьмете капельку крахмального клейстера и капнете на нее йодной настойкой. Капелька также густо посинеет, как и блестящие зернышки на хлорофилловых зернах.
Значит, на хлорофилловых зернах заводится в растении крахмал. Листозелень выделывает в растении крахмал.
ПОПРОБУЕМ РАССМОТРЕТЬ проросшую картофелину или зерно ржи. Они будут дряблыми и сморщенными. Если попробовать их на вкус, то они будут сладковатыми. Значит, материал в прорастающем семени (или картофелине) делается сладким и, кроме того, куда - то расходуется. Оттого зерно и сморщивается при прорастании. Но куда же крахмал расходуется? Попробуем теперь в весеннее время подрезать березовую ветку, когда на ней начинают распускаться почки. Тогда из ветки потечет сладкий сок, называемый березовицей. Чем ближе к корням, тем гладкого соку будет больше, да и сок будет слаще. Значит, этот сладкий сок идет из корней. В осеннее же время в корнях растений собирается много крахмалу, а весною он расходуется при прорастании молодой зелени.
Все это показывает, что растениям крахмал нужен для питания. Он собирается к осени в корнях, весною превращается в сахар, а затем уже расходуется на рост молодых частей растения, пока еще листья не распустились. Когда же листья распустятся, они перестают нуждаться в сахаре, сами выделывают крахмал, питают этим крахмалом все растение и накопляют его в стволах и корнях.
ЕСЛИ ТОЛЬКО зеленое растение продержать во тьме, то крахмалу в нем не получится. Не будет, поэтому и сахару. Не будет, значит и пищи ни для старого, ни для молодого растения. Без образования крахмала растение должно погибнуть с голоду. А так как крахмал образуется в зеленых частях только на солнечном свету, то можно сказать, что зеленые растения без свету погибли бы с голоду. Растения питает свет.
НЕТ НИ ОДНОГО животного, которое не зависело бы от растений. Травоядные - те прямо питаются растениями; и если бы зеленые растения умерли с голоду, то умерли бы с голоду и все травоядные животные. Хищники питаются травоядными животными, но эти животные сами должны питаться травами - и с гибелью растений сначала погибнут травоядные, а за ними и хищники и всеядные животные. Свет, таким образом, питает все живое. Без света на земле не было бы и жизни.
НА ЗЕМЛЕ, однако, жизнь и во тьме есть. Но и она идет целиком за счет той жизни, которая идет на свету. В глубоких пещерах, куда не проникает свет, есть и животные и растения. Но все пещерные животные питаются только теми животными, которые попадают в пещеры со свету, или же их остатками и отбросами. Пещерные животные все или хищники или мертвоеды. Те, которые питаются растениями, едят не зеленые, а бесцветные растения, как грибы и плесени, которые в свою очередь питаются гнилью растений и животных.
Значит, тьма заставляет животных хищничать или питаться мертвечиной, падалью. Все это резко меняет все строение животного.
В 1-м номере читайте о русских традициях встречать Новый год, изменчивых, как изменчивы времена, о гениальной балерине Анне Павловой, о непростых отношениях Александра Сергеевича Пушкина с тогдашним министром просвещения Сергеем Уваровым, о жизни и творчестве художника Василия Сурикова, продолжение детектива Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.