ВЕЧЕР СЕГОДНЯ какой - то скучный. В клубе мрачно. Ребят мало. Мы собрались в комнате ИЗО. Там растопили большой камин, оставшийся от старого владельца особняка, и уселись в круг.
Сережка, комсофлотец с литейной ячейки, приехал в отпуск после долгого плавания вокруг берегов Азии. Есть о чем порассказать ребятам.
И все кругом, затаив дыхание, слушают его. Сережка побывал в Турции, Египте, Индии, Китае. Много диковинных стран и людей видел он во время перехода своего судна, многому выучился с тех пор, как уехал во флот.
Любопытно!
На борту, начал Сережка, у меня было два закадычных друга - приятеля. Один - Лешка Воеводин, из Костромской организации, другой - Сашка Христюк, из Одессы, молдаванского района.
С тех пор, как мы вышли из Севастополя, прошли Босфор и Дарданеллы, затем через Суэцкий канал и Персидское море вышли в Индийский океан, - мы совсем сдружились.
Все вечера, свободные от вахты, сидели вместе и, если нечего было делать, читали или просто любовались южным небом, блиставшим огромными яркими звездами, и рассказывали друг другу разные истории из своей жизни.
Но одно происшествие нас особенно сблизило. Я тогда чуть было не поплатился жизнью.
Для пояснения, я должен еще сказать, что лучшим нашим приятелем был помощник капитана, старый морской волк, как говорится, стреляный воробей, член РКП, Григорий Силантьевич. Он много знал и видел на своем веку, изъездил вдоль и поперек все моря и океаны земного шара. И мы - молодая матросня - с интересом слушали его рассказы.
Однажды, когда мы стояли недалеко от Сингапура, у южной оконечности Индокитая, мы с Лешкой и Сашкой наблюдали за целой флотилией лодок с туземцами. Некоторые из них совершенно голые ныряли под воду и оставались там довольно долго.
Подошедший сзади Григорий Силантьевич объяснил, что это искатели жемчуга.
Мы узнали от него, что жемчуг образуется под раковиной особого рода слизняков или устриц. За этими устрицами и охотятся искатели жемчуга. Дело очень - трудное. Ни каких - либо снарядов, ни водолазных костюмов, они обычно не имеют. Несмотря на огромную ценность добываемых ими жемчужин, они крайне бедны, так как работают в услужении у белых хозяев - англичан, французов и американцев. Вся добыча отбирается хозяевами.
А за день каторжного, полного опасностей, труда, искатели жемчуга получают жалкие гроши, в то время, как хозяева наживают миллионы, если попадется хорошая жемчужина.
Долго рассказывал нам Григорий Силантьевич про жизнь и быт индокитайцев, про наглых эксплуататоров, владельцев этой колонии.
- А хорошо бы половить жемчужных устриц, - сказал Лешка.
Сашка поднял его на смех:
- Что, богатеть вздумал?
- Да нет, я так, - просто любопытно спуститься под воду, каково там?...
Лешка, надо вам сказать, очень интересовался естественными науками и готов был целые дни смотреть на разных рыб, слизняков и прочие штуки.
Нас долго уговаривать не пришлось. И в самом деле! Пропустить такой случай! На борту у нас были водолазные костюмы, насосы и прочие приспособления. А я прошел в Кронштадте на ученье школу водолазов и несколько раз опускался под воду. Мысль половить жемчужниц засела нам крепко в голову.
В 1-м номере читайте о русских традициях встречать Новый год, изменчивых, как изменчивы времена, о гениальной балерине Анне Павловой, о непростых отношениях Александра Сергеевича Пушкина с тогдашним министром просвещения Сергеем Уваровым, о жизни и творчестве художника Василия Сурикова, продолжение детектива Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.