Траурный салют

В Зольтан| опубликовано в номере №22, февраль 1925
  • В закладки
  • Вставить в блог

Корреспонденция из подполья

«ЛЕНИН УМЕР». Писали крупным шрифтом буржуазные газеты. Каждый отнесся к этому известию иначе, с другим чувством, но никто не поверил.

На другое утро газеты подтвердили это сообщение и тогда уже к нему отнеслись более серьезно, хотя все еще мало кто в него верил.

КОМИТЕТ N - ской подпольной организации Комсомола работал в это время в небольшом домишке на окраине города и сюда - то, так около 11 час, прибыла телеграмма заграничного уполномоченного Центрального Комитета, гласившая:

«Весть о смерти дедушки верна. Мы - его дети осиротели. Примите все меры к тому, чтобы широкий круг близких узнал о его смерти. Расскажите внукам, кого они лишились в лице своего деда».

Прочтя телеграмму, комсомольцы убедились в правильности утреннего сообщения.

Они долго не могли опомниться и лишь, не произнося ни слова, смотрели друг на друга.

- Итак, это правда, - сказал, наконец, один из них, - тов. Ленин умер...

- Ленин умер, - отозвались оба других.

20 минут спустя, собрался президиум N - ского комитета. Вот протокол этого памятного заседания.

В 5 ЧАС. ВЕЧЕРА уже везде обсуждали смерть Ленина. И удивительно, теперь, когда известие о смерти Ленина оказалось верно, даже среди буржуазии редко кто осмеливался дурно отзываться о покойном. Рабочие ничего не говорили (да это было бы и невозможно, ввиду неистового белого террора), но остановились, хотя и не везде в одно время, станки и машины: это рабочие выражали преклонение перед памятью великого вождя.

ПЛЕНАРНОЕ ЗАСЕДАНИЕ началось ровно в половине 7 - го ч. В повестке дня было 2 пункта: 1) доклад о жизни т. Ленина и 2) меры, которые надлежит провести в связи со смертью т. Ленина.

Каждое произнесенное о Ленине слово производило глубокое впечатление на присутствующих. Жизнь, полная борьбы, неустанная борьба, борьба без компромиссов, - вот какие картины вставали перед слушателями. Фигура великого человека встала во весь свой рост перед товарищами и вызвала у них такое воодушевление, что когда закончился доклад, все, как один, воскликнули:

- «Ленин умер, но ленинизм живет!»

Быстро покончив со вторым пунктом повестки дня, утвердив намеченные президиумом меры и не успев еще разойтись, как из подпольной типографии была принесена пачка, пахнувших свежей краской, воззваний и прокламаций, выпущенных комитетом в связи со смертью Ленина. Присутствующие разделили между собою прокламации с тем, чтобы как можно шире распространить их среди рабочих (разумеется, соблюдая величайшую осторожность).

ИЗВЕСТНО БЫЛО не только, когда произойдут похороны и что начнутся они в 4 часа, но и то, что в Советской России в момент погружения гроба в могилу все остановится, и загремят пушечные салюты, затрещат винтовочные выстрелы, отдавая последнюю честь, посылая последний привет покойному вождю.

Коммунисты в стране бешеного белого террора хотели поступить точно также. Предполагалось, что располагающие оружием товарищи соберутся в лесу, находящемся довольно далеко от города, и в день похорон, ровно в 4 часа, дадут там залп. Но этого было мало. Надо было, чтобы заговорили и пушки.

В артиллерийском батальоне, стоявшем в городе и почти каждый день устраивавшем артиллерийское учение, тоже была подпольная ячейка, и она решила, если только удастся, ровно в 4 часа выстрелить из всех пушек, но это надо было сделать так, чтобы офицеры не заподозрили, в чем дело.

В три четверти 4 - го коммунисты собрались и приготовились дать залп. В три четверти четвертого офицеры тщетно отдавали приказ «пли», - пушки не грохотали. Чудо из чудес: вся батарея сразу испортилась. Тщетно искали причины, ее не удалось выяснить.

В 4 часа без 3 - х минут из леса послышались звуки похоронного марша. В 4 часа без 3 - х минут артиллеристы отрапортовали офицерам, что орудия исправлены и приготовлены к стрельбе.

В 4 часа без 3 - х минут на некоторых фабриках товарищи стояли наготове у сирен...

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

«Смена» пред судом юнкоров

Из доклада редактора «смены» тов. Руднева - Разина на областной конференции юнкоров «Молодого Ленинца»

Л. Б. Каменев

Краткие биографические сведения