- Ах, вот как.
И вдруг вынимает Ленин новенький комсомольский билет и подает Ваньке. Видит Ванька в нем свою фамилию, имя... Ах...
Смерть Ильича вызвала очень много стихов и прозы. И вот, если рассмотреть эту обильную литературу, нас поразит то единство настроения, та общность чувств, которые переживали все комсомольцы - писатели. Нет. Они не забыли заветов Ильича Наоборот, в этот страшный момент они почувствовали их острей, необходимее; узнали все подлинное значение этих заветов... Вот что пишет, к примеру, на смерть Ильича поэт Безыменский:
«И пусть наш вождь могилой скован - Мы в РКП - плечо к плечу. Рам надо звать к боям суровым. Нам надо звать к победам новым...
То же настроение, те же мысли другими словами, в иной форме выражают и все остальные писатели.
ТАКИМ ОБРАЗОМ, мы видим, что хотя молодые комсомольские писатели, как и все другие художники, еще не дали нам большого и цельного портрета Ленина, но у них действительно есть много данных, чтобы в дальнейшем этот портрет дать. Комсомольские писатели кровно пережили и верно поняли и личность Ленина, и его заветы. А эти две стороны неразрывно связаны, и их необходимо вместе схватить, пережить и понять, чтобы подойти к портрету вождя мировой революции. Имея налицо этот верный, основной подход, это органическое переживание Ленина и ленинизма, мы можем смело надеяться, что именно из среды писателей - комсомольцев придет будущий художник «живого Ильича».
О ЧЕМ ГОВОРИТ вышеприведенный сон Ваньки? Какие черты в понимании комсомольцем Ленина он выясняет?
Чтобы ответить на этот вопрос, нам необходимо сказать несколько слов о сне, как его понимает современная наука (психология и психиатрия). Не останавливаясь на частных и спорных вопросах, мы приведем только общее мнение большинства ученых о сущности сна. Это мнение состоит в том, что видения сна вскрывают самые сокровенные человеческие переживания и желания, часто такие желания и, мысли, в которых человек в бодрствующем состоянии боится себе самому признаться. И вот, - если с этой точки зрения посмотреть на сон Ваньки, то перед нами в этом сне раскрываются самые внутренние и сокровенные мысли и желания рабочего подростка. Мы видим его жадное стремление сделаться комсомольцем, его любовное восприятие Ленина - одновременно - и как доброго друга и как учителями как неустанного мужественного революционера. И это именно представление, это именно переживание Ленина можно считать типичным для комсомольца и комсомольского писателя.
ТАКИМ ОБРАЗОМ, мы видим, что, не будучи еще вполне духовно (умственно) зрелыми, молодые писатели - комсомольцы, тем не менее, вполне правильно, по - марксистски, как коммунисты, подходят к изображению Ленина. Они видят в нем человека выдающихся талантов (гения), впитавшего в себя все лучшее, что имеет рабочий класс, т.е. они видят в нем выразителя рабочего класса - его вождя. Они пережили Ленина, как друга, учителя и неустанного работника революционера, при том, что самое важное, пережили его органически, кровно, всем своим нутром, а не только головой.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.