ФРАНЦУЗСКИЙ генерал Фош, на одном из торжественных послевоенных собраний, бросил интересную фразу:
«В теперешних войнах побеждает не тот, у кого дальнобойнее пушки и ядовитее удушливые газы, а тот, у кого больше лошадиных сил в его запасах топлива для заводов, фабрик и транспорта».
И он прав, прав по одному тому, что не будь топлива - и станут фабрики и заводы, замрет транспорт, спустятся самолеты и даже пушки и танки не поползут на позиции. Топливо, это - нервы и кровь не только современной промышленности, но и современной войны.
До великой бойни 14 - 18 года над миром царствовал каменный уголь. Только им было создано богатство и могущество современной Англии. Уголь дал ей возможность широко развить промышленность. Отапливаемые углем пароходы развозили ее товары по всему миру. Громадный военный флот обеспечил ее торговлю и охранил ее владения. Широко раскинутая сеть искусно расположенных угольных станций отдала ее в руки господство над всеми великими, водными путями, поставив в полную зависимость от нее торговые и военные суда остальных держав. И Англия ревниво охраняла свое господство над великими водными путями.
Но незадолго до МИРОВОЙ войны у нее появляется почти такая же, богатая углем, соперница Германия.
Быстрый рост тяжелой промышленности, выдающиеся организаторские способности ее народа, со сказочной быстротой выросший в Северном море военный флот, - все это создало угрозу мировому господству Англии. И это соперничество закончилось небывалой по напряжению, материальным и человеческим жертвам войной.
После нее мир оказывается перестроенным заново. Некогда могущественные державы, обессиленные, ограбленные, разоренные влачат жалкое существование. Возникают новые государства. Лопаются кое - какие мировые банки и на их развалинах создаются новые. Но по существу изменяется только внешний вид политической карты - по - прежнему капиталистический мир остался таким же, каким был.
Так же за спичами правительств правят странами кучки дельцов миллиардеров; так же неорганизованно и хаотично производство и все та же борьба разгорается за рынки сырья и запасы энергии.
И только одно резко изменилось: не уголь теперь царит над миром, а всемогущее «черное золото» - нефть. Она быстро и властно завоевывает весь мир.
Значение нефти особенно резко выявилось как раз в эту последнюю войну. Не даром, известный нам, злополучный лорд Керзон на торжественном собрании 21 ноября 1918 г. под бурные аплодисменты сказал знаменитую фразу, облетевшую весь мир:
- Поистине надо сознаться, что союзников принесли к победе потоки нефти.
И это была не только красивая, громкая фраза - это была самая настоящая действительность.
Потому что, не будь нефти, союзники не в состоянии были бы создать эту громадную автомобильную армию, благодаря которой им удавалось быстро залечивать прорывы своего фронта. Они не в состоянии были бы бросить на фронт к концу войны 16 000 самолетов вместо тех 132, которые были у них к началу бойни. Он не прокормили бы своего громадного военного морского флота и не в состоянии были бы тратить в периоды больших сражений по 12 тысяч тонн (около 750.000 п.) бензина, необходимого армии, как воздух.
Но почему же именно нефть, а не старик - уголь занимает теперь первое место в штабах борющихся армий, в кабинетах адмиралтейства, на заседаниях правительств и международных конференций.
Причина проста. Нефтяной двигатель в 2 раза экономнее паровой машины, питающейся углем. Морской корабль, топки которого отапливаются нефтью, может пробыть в океане, не заходя в порты 57 дней, а с угольной топкой - только 15. Одна нефть питает автомобили, тракторы и весь современный воздушный флот.
Все это говорит за то, что нефть - действительно кровь современной жизни и без нее не проживет и нескольких дней теперешняя промышленность и армия.
А по этому нет ничего удивительного, что тотчас же после войны началась самая ожесточенная борьба за источники нефти, которые, кстати сказать, далеко не богаты. Их мало, а поэтому и борьба эта особенно жестока.
В Сев. Американ. Соединенных Штатах самой механизированной в мире стране - особенно остро чувствуется угроза быстрого истощения нефтяных запасов. Она добывает нефти1) больше всех стран в мире и расточительнее других расходует свои нефтяные богатства. Нет ничего удивительного: не говоря уже обо всех прочих потребителях нефти постараемся только представить, сколько пожрали бензина в 1924 году 17 миллионов ее автомобилей. И если даже допустить, что потребность в нефти не будет расти, то и тогда этих запасов хватит только на десятки лет.
Но что же дальше. Идти в кабалу к более богатым нефтью государствам. Лишаться банкирам своих колоссальных барышей.
Ясно, что этого могущественные Сев. - Амер. Соед. Штаты допустить не могут. Раз нефть дает силу, независимость и господство над миром, значит - надо вырвать ее запасы какой угодно ценой из рук противника. Что в том, что при этом прольется море крови. Ведь это же кровь крестьян и рабочих, того пушечного мяса, которые только и созданы для того, чтобы хорошо и счастливо жилось правителям Нью - Йорка и Вашингтона. А раз так - надо энергично готовиться к следующей войне, которая поистине будет исключительно войной за нефть.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.
Читатели «Смены» о рассказе «Роза Мелевич». (см. № 19 - 20 «смены» за 1924 г.)