В ФИНЛЯНДИИ, Швеции и Норвегии, как известно, очень распространены все виды зимнего спорта, среди которых видное положение занимают так называемые саночки - самокатки. Эти саночки, простейшее по конструкции устройство, позволяющее посредством отталкивающей одной ноги (другая нога стоит на одном из полозьев) легко передвигаться, развивая довольно большую скорость (15 - 20 кил. в час), при чем, имея на сиденье седока или поклажу. Саночки так сконструированы, что, не имея фактически руля, легко поворачиваются в желательном направлении. В выше указанных странах саночки - самокатки настолько развиты, что их имеет, также, как лыжи и коньки, почти каждый житель, и пользуется ими помимо чисто спортивного, интересного развлечения, развития, и как легчайшим способом передвижения. На этих саночках рабочие и служащие ездят на работу; крестьяне перевозят в город и селение молочные продукты.
В СССР саночки - самокатки почти совершенно не развиты. Слабое распространение их объясняется тем, что о них не знают не только жители, но и рядовые спортсмены; этому способствует и то обстоятельство, что санок в продаже нет. Наши фабрики спорт - инвентаря к производству еще не приступили; выписать из Финляндии трудно и дорого обойдется, но оборудовать своими силами можно. Каждый слесарь и столяр сделает это тем более, что необходимого материала - два стальных бруса для полозьев и немного березового дерева - достать возможно.
Приступая к производству отдельных частей для санок, нужно руководствоваться следующими размерами: металлические части - 2 стальных бруса для полозьев, длина 255 см., высота 4,7 см., толщина - 0,65 сантим, (немного толще 1/2 см.), 2 держателя - соединителя длиною 15 см., шириною 21/2 см. и внизу 5 см. (эти держатели - соединители клепаются наглухо на полозьях на расстоянии (от заднего конца) 165 см.), 1 прут для переднего соединения полозьев длина 45 см., толщина 2,2 X 0,5 см. 2 пластинки - соединители верхней части полозьев с планками от сиденья, длины - 10 см., ширины - 11/2 см., 2 гайки на концы прута, 6 больших, толстых и 6 малых, тоньше винтов. Деревянные части (выдержанная береза): 2 подпорки - держатели, длина - 85 см., толщина - 5X4 см. у сиденья, 5X2 см. внизу, около полозьев, выше сиденья, вверху постепенно закругляется. Эти два держателя соединяются внизу с полозьев и к клепаным держателем - соединителям привинчиваются большими, толстыми винтами. 1 ручка в 65 см. круглого образца, 2 перекладинки - соединители концов полозьев с сиденьем - длина - 85 см., толщина - 3X2 см. К этим перекладинкам привинчиваются пластинки - держатели, которые, в свою очередь, соединяются с прутом и концами полозьев, 1 сиденье - 36 X 21 см., 1 брусок под сиденье - длина 44 см., толщина - 5ХЗ см.
Части все готовы. Необходимо их собрать; причем ширина полозьев у переднего конца равна 40 см., тогда, как под сиденьем 44 см. Разница на уменьшение к концу 4 см. начинается после 200 см. (от заднего конца полозьев) как раз тогда, когда начинается загиб полозьев кверху, при чем здесь же начинается и начало уменьшения высоты полозья, которое на верху к 255 см. равно l l/2 см.
Костюмом для передвижения на саночках может служить любой. К ботинкам прикрепляются шипы (2), изготовленные из железа (кованного) по следующим размерам (из одного шипа) - 1 пластинка продольная - длина 20см., толщина 2/10 см, ширина - 21/2 см., на переднем конце вклепается шип в ll/2 см. длины, на заднем конце делается ушко для ремня. 1 пластинка (поперечная) - длина делается по ширине подметки ботинка, при чем концы загибаются и приделываются ушки для носкового ремня; ширина и толщина та же. На концах поперечной 1 пластинки вклепывается по 1 шипу 11/2 см. длиной. На расстоянии 7 - 8 см. обе пластинки клепаются. Каждый шип прикрепляется к ботинку посредством носкового и пяточного ремня. Можно ехать на саночках и без шипов, конечно, тогда отталкивающая нога будет скользить, а подошва носка ботинка портится.
Как же пользоваться саночками, как ездить на них? Это совсем просто. Выучиться бегать на лыжах или на коньках более трудно; конечно, как при всяком виде спорта, при каждой работе, изучение и применение правильной техники дает большую экономию, сохраняет силы и увеличивает скорость, производительность.
На расстоянии 2 - 3 - х ступней от подпорки держателя становитесь на один из полозьев (допустим, левый) левой ногой, держась обеими, слегка согнутыми в локте, руками за рукоятки; теперь поднимите правое колено вперед кверху, почти достигая им середины ручки; при этом корпус немного подается вперед. Дальше - с силой маховым движением поднятой ноги опускаете последнюю книзу назад, ударяя носком в снежный грунт между полозьев и, отталкиваясь от грунта, едете, стоя одной ногой (левой), согнутой в колене, на полозье; при этом руки почти выпрямляются, благодаря чему корпус немного нагибается больше (чем при поднятии колена кверху) и в тоже время подаваясь назад. Выполняя вышеуказанные движения регулярно, получается скольжение, при котором вы едете, не работая, отталкивающей ногой, несколько метров, при чем ногу следует менять через 10 - 20 метров, чтобы не получалось однобокого развития и утомления. Дышать при езде следует свободно, но при редкой работе ног - на удар носка ноги в грунт и скольжение - выдох, при поднятии колена кверху - вдох.
Повороты делаются таким образом: допустим, необходимо повернуть влево, стоя левой ногой на левой полозе и держась за концы ручки, начинаете левой рукой левую рукоятку ручки тянуть к себе, в то же время правой от себя, благодаря чего получается изгиб полозьев и поворот. При большом разгоне, например, с горы - выгоднее и интереснее ставить на полозья обе ноги, немного присесть и тогда легче и увереннее произвести поворот, таким же образом работая руками, как и стоя на одной ноге.
Саночками - самокатами пользоваться и ездить на них можно ежедневно, при чем состояние (температура) снега на скольжение стальных полозьев влияет по-разному. Лучшей погодой для саночек является оттепель (особенно весенняя), или легкие заморозки после оттепели. Средняя температура тоже хороша. Худшей же погодой является сильные морозы - тогда саночки для продвижения требуют большей затраты силы и энергии. Как легчайший и дешевый вид передвижения, саночки - самокатки должны распространиться среди нашего населения.
Ребята комсомольцы, покажите пример, стройте саночки - самокатки!
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.
Приключения члена юно-американской организации КСМ тов. Диего
На заводе «Красный Богатырь»