Бука гордо стоит на столе. В нем полметра роста, на груди горят награды. Он желтый, как Буратино, потому что тоже деревянный. И так же, как Буратино, многое умеет делать, а разговаривает даже более вежливо, чем сынок папы Карло. Когда раздается телефонный звонок, он аккуратно снимает трубку и говорит:
– Квартира Тормозовых. Отвечает электронный секретарь Бука. Хозяев нет дома. Прошу сказать, кто звонит и что передать.
Бука терпеливо слушает тридцать секунд, после чего сообщает:
– Я все записал, спасибо, до свидания. Магнитофонная лента хранит изумленные ахи.
Кто-кто? Электронный секретарь? Господи, это робот, что ли? Но удивляются только те, кто звонит впервые, а друзья и знакомые давно знают, что у Тормозовых надо быть готовым ко всему. Позвонишь в дверь, а тебе ответят нечеловеческим голосом: «Хозяев нет дома. Говорит электронный секретарь Атос».
Теперь Атос работает больше, чем Бука. Хозяин отправил деревянного робота, как он выражается, на пенсию. Хватит, поблистал на всесоюзных и иных выставках, наполучал заслуженных наград – отдыхай. Иногда только, по праздникам, мигает он зелеными глазами для увеселения гостей или, если «велит» хозяин, включает звонок будильника в указанное ему время, настраивает и выключает приемник.
В этой квартире всюду какие-то чудеса. Лежит на кресле белый предмет. Похоже, электробритва? Нет, это целый пульт дистанционного управления телевизором. И транзистор здесь не просто транзистор, у него есть приставка и кнопочки, которые позволяют ему работать по программе, заданной хозяином. И сделано это все руками Иосифа Тормозова в основном из старых приборов, бросовых болтиков и других железок.
Интересно! Но и это еще не все, чем способен Иосиф Тормозов поразить гостей. А гости у него сегодня – Сергей Бурыкин, Александр Сергеев и я. (Эти трое мужчин работают на авиационном заводе и живут в заводских домах, в районе, называемом смолянами Покровкой. Сергей – разметчик, Александр – технолог, а хозяин дома – заведующий лабораторией.)
На стене три акварельных портрета. Манера исполнения вполне реалистическая, но что-то в рисунках есть особенное, ни на какие манеры не похожее. Кто автор?
Иосиф, вертя в руках какую-то гайку (он говорит, что эта привычка уже, наверное, на всю жизнь – обязательно вертеть что-нибудь в руках: разговаривать, слушать – и свинчивать, разъединять, монтировать), объясняет:
– У меня как-то был простой. Туго было в магазинах с радиодеталями. Дай, думаю, научусь рисовать. Это первые работы.
В портретах есть такая основательность, что с трудом верится, будто они первые. Но бывают же люди, одаренные не одним талантом!
А кто вырезал эти выразительные фигурки из белой, даже на вид мягкой липы?
Хозяин, проглядывая какую-то шайбочку на свет, опять говорит:
– У нас с другом Володей Орловым как-то был простой. Он говорит: «Давай научимся из дерева фигуры резать...»
Про чеканки, которыми плотно увешаны две стены, я уже не спрашиваю. Опять, наверное, не было деталей.
Про чеканку спрашивают Сергей и Саша. Они за тем и пришли, чтобы увидеть, как это делается. Иосиф выкатывает из-за шкафа тумбочку, накрытую толстым куском резины. Это его рабочее место, когда он чеканщик. Мужчины склоняются над ящиком с инструментами, перебирают чеканы, вникают в тонкости «производства».
Иосиф бежит на кухню.
– Лучше всего чеканить на свинце, – кричит на ХОДу) – у меня есть замечательный кусок свинца. Вечно его жена куда-то приспособит...
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.