Вселенную заливал нестерпимо яркий свет. Вселенная кишела гигантскими туманностями и несчетными мириадами пылающих солнц. И все эти туманности и галактики оставались где-то далеко в бездне Вселенной: американский астронавт Ричард Д. Пруэтт завершал свой полет и готовился к возвращению на Землю. Родная планета была уже совсем рядом, как вдруг смерть постучала в люк -корабля. Красные сигналы тревоги оповестили Пруэтта: на корабле испортились тормозные двигатели. Астронавт стая пленником орбиты. Когда у него кончится запас кислорода, наступит смерть.
Таков острый сюжет романа «В плену орбиты» американского писателя Мартина Кейдина, на основе которого был создан нашумевший игровой фантастический фильм. Ричард Д. Пруэтт – в романе и фильме – ждал помощи с Земли, но ее не было. Жесточайший ураган бесчинствовал над Флоридой и стерт спасательных ранет откладывался с часу на час. Между тем кислорода в баллонах у Пруэтта оставалось, все меньше. В эти трагические Минуты рядом с обреченным космическим кораблем Ричарда Д. Пруэтта появился советский космический корабль, «Восток-9». Советский космонавт-Андрей Яковлев, прилетевший на помощь американскому астронавту, просигнализировал ему лучом мощного бортового прожектора: «Иду на помощь!». Но как спасти Пруэтта а мире губительного вакуума, загадочной невесомости, убийственных излучений? Советский и американский корабли оказались различными по своей конструкции, у них было различно все: системы связи, сближения, различны стыковочные узлы, различна атмосфера и кабинах. При подобной несовместимости исключалась любая возможность спасения пленника орбиты.
Роман и фильм взволновали острой проблемой, мучившей ученых -и инженеров: как выручать исследователей космоса в случае, если они окажутся в бедственном положении?
Советский люди не раз приходили на выручку зарубежный летчикам и морякам, спасали экипажи и пассажиров самолетов и морских судов. В эпоху широкого освоения космоса встал вопрос и о спасательных операциях на орбите. Но как идти на помощь, если космические корабли СССР и США несовместимы?
Для наглядности сошлись на вполне земной, пример: на пограничных железнодорожных станциях, через Которые идут поезда из СССР в страны Западной Европы – Брест; Чоп, Негорелое, – сходятся внешне похожие рельсовые пути, однако нолей их разные и поезда не могут прямо переходить с одной нолей на другую. Более узкая подходит со стороны. Западной Европы, а более Широкая – из -Советского Союза. Поезд, прибывший, скажем, из Москвы, не может прямо следовать в Варшаву или в Берлин, в Софик или Прагу. Для того, чтобы он Продолжил свой путь, производится смена вагонных тележек.
Опыт показывает: при желании люди всегда могут найти нужные технические решения.
А в космосе?
В наши дни космонавтика подняла земную цивилизацию на качественна новую ступень, оказала мощное воздействие на: науку, технику, культуру и искусство. Космонавтика стала одним из главных рычагов научно-технического прогресса. Все чаще выходят на орбиты пилотируемые корабли и станции, и вся логика развития космонавтики потребовала максимально обезопасить полеты человека в космическом пространстве, создать условия, при которых космические корабли разных стран смогли бы приходить друг другу на помощь. Но эта гуманная задача – оказание взаимопомощи в космосе – стала лишь частью всеобъемлющей проблемы объединения сил и средств разных стран в исследовании и освоении - космического пространства, и прежде всего в признании космоса зоной мира.
В наши дни глобального масштаба программы исследования и освоения космоса требуют колоссальных материальных вложений и максимальной отдачи творческих и производственных усилий огромных коллективов. Инициатором развития международного сотрудничества в исследовании и освоении космического пространства в мирных целях стал Советский Союз. В содружестве с учеными и специалистами Венгрии, Болгарии, ГДР, Кубы, Монголии, Польши, Румынии, Чехословакии советские ученые, конструкторы, специалисты проводят большую работу по программе «Интеркосмос». За последние годы сложились дружеские контакты советских ученых с исследователями космоса Франции и Индии. Естественно, возникла потребность установить деловые взаимоотношения между учеными и специалистами – исследователями космоса – Советского Союза и США. Но путь к этому оказался не прост. «Холодная война», развязанная агрессивными кругами, задержала на годы построение здания мира и помешала единению сил для совместного исследования космического пространства во имя счастья людей на Земле. Агрессивные, реакционные круги пытались с позиции силы навязать народам и странам такой порядок, который в корне противоречил бы интересам человечества. Это вызвало невиданную гонку вооружений с использованием новейших научных достижений и не раз подводило мир к грани новой катастрофы.
Сейчас человечество живет в новой, более благоприятной обстановке. Одним из важнейших свидетельств коренных перемен в мире является намеченный на 15 июля 1975 года совместный полет космических кораблей СССР и США типа «Союз» и «Аполлон». История этого полета, в сущности, начинается с того дня, когда стартовал первый в мире искусственный спутник Земли, открывший космическую эру. Следом за ним проложил первую тропу к звездам Юрий Гагарин. Уже тогда советские ученые и космонавты стали прилагать усилия к тому, чтобы исследования в космосе носили только мирный характер встречи советских и американских ученых, специалистов, космонавтов и астронавтов подготовили основу для заключения Соглашения между СССР и США о сотрудничестве в исследовании и использовании космического пространства в мирных целях. Этим Соглашением от 24 мая 1972 года была определена и конкретная цель общей программы работ – провести летом 1975 годе совместный полет со стыковкой на орбите кораблей типа «Союз» и «Аполлон», с взаимным переходом космонавтов и астронавтов из корабля в корабль,
И вот мы стоим на пороге космической Одиссеи XX веке.
15 мюля 1975 года советский космический; корабль «Союз», покинув космодром Байконур, выйдет- на орбиту. Через семь с половиной часов после, его старта начнет свой полет американский корабль «Аполлон», стартующий с космодрома имени Дж. Кеннеди на мысе Канаверал во Флориде.
Экипаж корабля «Союз» подготовит так называемую «монтажную орбиту», на которой встретятся и состыкуются корабли. Соединившись, они образуют первую в мире международную пилотируемую космическую экспериментальную станцию.
Уже сейчас, в преддверии «старта века», можно с уверенностью говорить, что совместными усилиями решены весьма сложные технические задачи, преодолены все трудности, стоявшие на пути к высокой цели. Для осуществления сближения и стыковки пилотируемых космических кораблей разных конструкций потребовалось выполнить три основных условия. Первое: обеспечить совместимость стыковочных агрегатов – всех устройств, непосредственно сопрягающихся при стыковке. Стыковочные агрегаты должны быть универсальными, или, как принято говорить, андрогинными, чтобы каждый корабль мог оказать помощь другому кораблю. Второе: осуществить совместимость всех средств, обеспечивающих поиск и сближение космических кораблей. Третье: создать совместимую атмосферу в жилых отсеках космических кораблей.
Все эти условия выполнены. Крупные творческие коллективы советских и американских ученых и специалистов создали новый стыковочный агрегат, обеспечивающий стыковку кораблей «Союз» и «Аполлон», создали совместимые системы связи и жизнеобеспечения. Достаточно одного примера, чтобы представить всю сложность выполненной работы. Советские космонавты дышат в «Союзе» «земным воздухом», мало чем отличающимся от воздуха в наших квартирах, а американские астронавты дышат чистым кислородом. Давление воздуха в «Союзе» – 750 – 860 миллиметров ртутного столба, а в «Аполлоне» – при наличии чистого кислорода – 260 миллиметров ртутного столба. В этих условиях советский космонавт не может сразу перейти из «Союза» в «Аполлон»: азот, растворенный в его крови, начнет бурно выделяться, и пузырьки закупорят кровеносные сосуды. Ученые и специалисты Советского Союза и США для обеспечения безопасного перехода космонавтов и астронавтов из корабля «Союз» в «Аполлон» с другим газовым составом атмосферы и другим давлением решили создать особый переходной отсек – шлюзовую камеру, которая и позволит осуществлять постепенный переход из одного корабля в другой. Более того, советские специалисты несколько изменили газовый состав в корабле «Союз» и снизили в нем давление атмосферы.
Одновременно с решением научных и технических задач, обеспечивающих совместный полет, шла подготовка экипажей космических кораблей. С советской стороны в состав первого экипажа вошли: командир корабля «Союз» летчик-космонавт, Герой Советского Союза, полковник Алексей Архипович Леонов и бортинженер летчик-космонавт СССР Герой Советского Союза Валерий Николаевич Кубасов.
В этом году советская общественность отметила десятилетие со дня свершения Алексеем Леоновым подвига – в 1965 году он первым в мире вышел из корабля «Восход-2» в открытый космос и тем самым доказал, что человек может жить и работать за пределами своего корабля. Алексей Леонов открыл новый этап в развитии космонавтики.
Леонов – истый сибиряк, родился в 1934 году в селе Листвянка, Кемеровской области, и с детства достойно представляет сибиряков: он смел и отважен, обладает большой физической силой и открытым, веселым характером, редкой настойчивостью и даром художника. Мечта о небе дала ему крылья – он стал великолепным профессиональным военным легчимом. В 1960 году вместе с Юрием Гагариным Алексей Леонов приступил к тренировкам и подготовке к космическому полету. В марте 196S года Леонов совершил исторический полет на корабле «Восход-2» с выходом в открытый космос В 1968 году он окончил Военно-воздушную академию имени Н. Е. Жуковского. В нашей стране и за ее пределами известны работы художника-фантаста Алексея Леонова. Его картины выставлялись не только в СССР, но н в ряде других стран. Леонов увлекается спортом, ведет большую общественную работу – он бессменный редактор боевой стенной газеты «Нептун» отряда космонавтов, председатель Совета учредителей Агентства печати «Новости», заместитель председателя Центрального правления Общества Дружбы «СССР – АРЕ».
Вместе с Алексеем Леоновым полетит на корабле «Союз» бортинженер, летчик-космонавт СССР, Герой Советского Союза Валерий Кубасов. Он родился в 1935 году под Владимиром, в тихом и зеленом городке Вязники. В 1952 году, после окончания средней школы, Кубасов поступил в Московский авиационный институт имени С. Орджоникидзе. Здесь он приобрел теоретические и инженерные знания и проявил склонность к теоретическим обоснованиям. Его талант в полной мере раскрылся в конструкторском бюро, где он начал работать в 1958 году. Валерий Кубасов – автор ряда научных работ, кандидат технических наук. В то время Главный конструктор космических кораблей академик С. П. Королев отбирал ученых и инженеров в группу для подготовки к полетам в космос. Он обратил свое внимание на Валерия Кубасова, и тот в 1966 году вступил в отряд космонавтов.
В октябре 1969 года, участвуя в групповом полете семи космонавтов на трех кораблях, Валерий Кубасов впервые в мире произвел на орбите сварку металлов. Для этого на борту корабля «Союз-6», на котором совершал полет Валерий Кубасов с Георгием Шониным, был установлен специальный сварочный агрегат «Вулкан».
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.
Беседуют Виль Липатов, писатель, секретарь правления Союза писателей РСФСР и Николай Анучин академик Всесоюзной Академии сельскохозяйственных наук имени В. И. Ленина